Образец для цитирования:

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 

АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В  статье  анализируется  проблема  адаптационной  готовности 
личности как субъекта социальных взаимодействий. Адаптаци-
онная готовность рассматривается с позиции ее формирования 
и  функционирования  в  контексте  взаимодействия  с  другим/
другими и социальной ситуации. Признается весомая роль со-
циализации  личности  в  становлении  социально-психологиче-
ского компонента адаптационной готовности и делается вывод о 
возможности ее усиления за счет расширения представлений о 
среде адаптации и ценностно-смысловой определенности. Пока-
зано, что основными социально-психологическими параметрами 
адаптационной готовности являются наличие установки на взаи-
модействие, достаточно высокая самооценка, сформированная 
субъектная  позиция,  способность  к  саморегуляции,  сосредо-
точенность на объекте или ситуации, а не на себе, адекватное 
восприятие трудностей, толерантность к неопределенности и к 
«природе человека» и гибкость в формировании поведенческих 
стратегий.  Наиболее  важными  параметрами,  регулирующими 
интенсивность проявления адаптационной готовности и актуали-
зацию его содержательных характеристик, являются стремление 
к взаимодействию (решению задачи) и репрезентация личностью 
готовности других к нему.

Литература

1.  Григорьева  М.  В.  К  разработке  концептуальной 
модели  взаимодействия  личности  и  среды  //  Мир 
психологии. 2008. № 1. С. 93‒100.
2.  Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готов-
ности и социальной активности личности // Теорети-
ческая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, 
№ 2. С. 72‒81.
3.  Григорьева М. В. Понятийный аппарат психологии 
адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 
Сер. Акмеология образования. Психология развития. 
2014. Т. 3, вып. 3. С. 259‒263.

.  Арендачук  И.  В.  Этапы  развития  адаптационной 
готовности  личности  к  рискам  образовательной 
среды // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеоло-
гия образования. Психология развития. 2014. Т. 3, 
вып. 2. С. 108‒113.
5.  Тарасова Л. Е. Психологическая безопасность образо-
вательной среды как условие развития адаптационной 
готовности старшеклассников // Изв. Сарат. ун-та. 
Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология 
развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 18‒22. 
6.  Бочарова  Е.  Е.  Временная  перспектива  личности 
студента  с  разным  уровнем  адаптационной  готов-
ности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология 
образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. 
С. 57‒62.
7.  Малышев И. В. Проявление социально-психологиче-
ских и индивидуальных свойств личности учителей 
школ в зависимости от уровня их социализации // Изв. 
Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. 
Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 362‒365.
8.  Mähönen  T.A.,  Jasinskaja-Lahti  I. Acculturation 
expectations  and  experiences  as  predictors  of  ethnic 
migrants’ psychological well-being // Journal of Cross-
Cultural Psychology. 2013. Vol. 44 (5). P. 786‒806.
9.  Berry J. W. Acculturative Stress // Psychology and Culture / 
ed. by W. J. Lonner, R. S. Malpass. N.Y., 1994. P. 287‒298.
10. Гриценко В. В. Социально-психологическая адапта-
ция переселенцев в России. М., 2002. 252 с.
11. Рягузова Е. В. Социальная психология личностных 
репрезентаций взаимодействия «Я ‒ Другой». Сара-
тов, 2011. 304 с.
12. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология 
адаптации личности. СПб., 2002. 352 с.
13. Асмолов А. Г. Психология современности : вызовы 
неопределенности,  сложности  и  разнообразия  // 
Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1. 
URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.04.2015).
14. Леонтьев  Д.  А.  Вызов  неопределенности  как  цен-
тральная проблема психологии личности // Психоло-
гические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2. URL: 
http://psystudy.ru (дата обращения: 28.04.2015).
15. Белинская  Е.  П.  Неопределенность  как  категория 
современной  социальной  психологии  личности  // 
Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. С. 3. 
URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.05.2015).
16. Shamionov R. M. Adaptational potential and subjective 
well-being  of  comprehensive  school  graduates  and 
fi rst year students of higher educational institutions //
Procedia  ‒  Social  and  Behavioral  Sciences.  2014. 
Vol. 131. P. 51‒56.
17. Корнилова Т. В. Принцип неопределенности в психо-
логии выбора и риска // Психологические исследо-
вания. 2015. Т. 8, № 40. С. 3. URL: http://psystudy.ru 
(дата обращения: 28.04.2015).
18. Акименко А. К. Взаимосвязь представлений о лжи и 
стратегий поведения современной молодежи в про-
цессе социально-психологической адаптации // Изв. 
Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. 
Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 56‒61.
19. Лабунская В. А. «Видимый человек» как социально-
психологический феномен // Социальная психология 
и общество. 2010. № 1. С. 26‒39.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не найден перевод, заголовка статьи, на английском языку: TitlePage