Образец для цитирования:
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗ ЕГО ВНУТРЕННЕГО МИРА В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
В статье анализируются исходные основания философской рефлексии образа человека и его внутреннего мира, получив- шего свое историко-философское выражение в модусах миро- вых культур Европы и Запада. На основе компаративистского анализа осуществляется реконструкция трех философских подходов – герменевтического, философского историзма и метафизического в современной ориенталистике. Методология философской компаративистики призвана обосновать много- образие мировой философии, дополнить диалогом существую- щие представления. Отмечается, что формируется экзистенци- алистский вариант прочтения философской мысли на Востоке. Если европейский Запад символизирует собой волю, актив- ность и рациональное достижение цели, то Восток – недеяние, покорность и отрешенность. В философии буддизма, однако, получает развитие трансцендентально-философская традиция, близкая взглядам представителей европейского трансценден- тализма. Буддийская идея «видения», «созерцания» понимается ́ как основа действования. Подобно взглядам представителей европейского трансцендентализма, выдвигается положение, что действовать означает созерцать, а абсолютная воля являет- ся конечной. Уникальность восточного способа мышления в том и состоит, что абсолютное небытие воспринимается как «конеч- ная» реальность. Параллели между буддийской философией небытия и трансцендентализмом Хайдеггера усматриваются в обращении к философии Аристотеля и Канта.
Hengsternberg H.-E. Philosophische Antropologie. Stuttgart, 1997. 316 S.
История современной зарубежной философии : компаративистский подход. СПб., 1997. 480 с.
Колесников А. С. Методология компаративистского изучения философии и культуры Востока // Вестн. Рус. христианской гум. акад. 2008. Т. 9, вып. 1. С. 19–29.
Вальверде К. Философская антропология. М., 2000. 412 c.
Бубер М. Два образа веры. М., 1995. 464 c.
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Собр. соч. : в 8 т. / под ред. А. В. Гу лыги. М., 1994. Т. 7. С. 138–376.
7. Тетюев Л. И. Трансцендентальная философия как основание философского учения о человеке // Человек в современном мире. Саратов, 2003. С. 21–24.
8. Мельник Н. Б. Стремление человека к целостности : западная и восточная философские традиции // Человек в современных философских традициях : в 4 т. Волгоград, 2007. Т. 2. С. 58–61.
9. Элиаде М. История веры и религиозных идей : в 3 т. М., 2001. Т. 1. 432 с.
10. Шаймухамбетова Г. Б. Философия и религия в исто- рико-философском развитии Востока (к постановке вопроса) // Философия и религия в зарубежном Вос- токе : XX век. М., 1985. С. 5–20.
11. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шо- пенгауэр А. Соч. : в 6 т. М., 1999. Т. 1. 495 с.
12. Сагадеев А. В. Стереотипы и автостереотипы в срав- нительных исследованиях в восточной и западной философии // Философское наследие народов Восто- ка и современность. М., 1983. С. 17–35.
13. Корнеев М. Я. «Логика небытия» Нисида Китаро. Дзен-буддизм // История современной зарубежной философии : компаративистский подход. СПб., 1997. С. 263–272.
14. Maraldo J. C. Translating Nishida // A Quarterly of Asian and Comparative Thought. Philosophy East and West. Honolulu, 1989. № 4. P. 465–495.
15. Фахрудинова Э. Р. Кросскультурный диалог в гло- бальном мире : философско-компаративистский анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Фило- софия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 16–19.
16. Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX – первой трети XX вв. СПб., 1998. 344 c.
Generator XML for DOAJ
Не найден перевод, заголовка статьи, на английском языку: TitlePage