Образец для цитирования:

Поздняков А. Н. ИНСТИТУТЫ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 104-108. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2014-14-2-104-108


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
37-055.2(09)(470)
Язык публикации: 
русский

ИНСТИТУТЫ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА

Становление системы женского образования в России связано с именем Екатерины II. В 1764 г. ею было открыто первое в России женское образовательное учреждение, получившее название «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Позже его стали называть Смольным институтом. Уже сам факт не только выдвижения идеи женского образования, но и реализации практических шагов в направлении его становления и развития значительно продвинул Россию вперед по сравнению даже со многими европейскими странами. Начав создание специализированных женских учебных заведений, Екатерина вскоре распространила идею систематического просвещения женщин и на низшие слои общества. После смерти Екатерины II в 1796 году дело развития женского образования не остановилось, оно перешло в руки императрицы Марии Федоровны. Благодаря ее усилиям была сформирована целая система женских образовательных учреждений, ставших основой специально созданного позднее Ведомства учреждений императрицы Марии.

Литература
  1. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. 1086–1796. СПб., 1890. 296 с.
  2. Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. 1796–1828. СПб., 1893. 308 с.
  3. Милюков П. Очерки по истории русской культуры : в 3 ч. СПб., 1897. Ч. 2. 365 с.
  4. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб., 1912. 352 с.
  5. Зинченко Н. Женское образование в России. Исторический очерк. СПб., 1901. 46 с.
  6. Соколов В. Ф. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России. Одесса, 1896. 31 с.
  7. Мельникова Н. П. Содержание воспитания и художественного образования в Смольном и Екатерининском институтах благородных девиц конца XVIII – первой половины XIX века : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 22 с.
  8. Короткова М. В. Исторический опыт организации обучения в закрытых учебных заведениях России XVIII‒ХІХ вв. в контексте гендерной педагогики // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 52‒58.
  9. Плетнева И. Ф., Каленцова Т. В. Историко-культурные условия становления женского образования в России второй половины XVIII века // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 3, № 19. С. 145‒160.
  10. Хохлова М. Ю. Проблема типологии воспитанниц институтов благородных девиц в контексте их межличностного общения // Наука и школа. 2012. Т. 5, № 5. С. 166‒170.
  11. О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре ; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества.Указ от 5 мая 1764 г. // Полн. собр. законов Российской империи, с 1649 года. Собр. 1-е. : в 45 т. СПб., 1830. Т. 16. С. 742‒755.
  12. Учреждение особливого училища при Воскресенском Новодевичьем монастыре для воспитания малолетних девушек. Указ от 31 января 1765 г. // Полн. собр. законов Российской империи, с 1649 года. Собр. 1-е. : в 45 т. СПб., 1830. Т. 17. С. 18‒20.
  13. Лядов В. Н. Исторический очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища. СПб., 1864. 111 с.
  14. Устав народным училищам в Российской империи. Утвержден 5 августа 1786 г. // Полн. собр. законов Российской империи, с 1649 года. Собр. 1-е. : в 45 т. СПб., 1830. Т. 22. С. 646‒662.
  15. Быкова В. П. Записки старой смолянки : в 2 ч. СПб., 1898. Ч. 1. 458 c.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ