Образец для цитирования:
Поздняков А. Н. ИНСТИТУТЫ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 104-108. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2014-14-2-104-108
ИНСТИТУТЫ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА
Становление системы женского образования в России связано с именем Екатерины II. В 1764 г. ею было открыто первое в России женское образовательное учреждение, получившее название «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Позже его стали называть Смольным институтом. Уже сам факт не только выдвижения идеи женского образования, но и реализации практических шагов в направлении его становления и развития значительно продвинул Россию вперед по сравнению даже со многими европейскими странами. Начав создание специализированных женских учебных заведений, Екатерина вскоре распространила идею систематического просвещения женщин и на низшие слои общества. После смерти Екатерины II в 1796 году дело развития женского образования не остановилось, оно перешло в руки императрицы Марии Федоровны. Благодаря ее усилиям была сформирована целая система женских образовательных учреждений, ставших основой специально созданного позднее Ведомства учреждений императрицы Марии.
- Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. 1086–1796. СПб., 1890. 296 с.
- Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России. 1796–1828. СПб., 1893. 308 с.
- Милюков П. Очерки по истории русской культуры : в 3 ч. СПб., 1897. Ч. 2. 365 с.
- Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб., 1912. 352 с.
- Зинченко Н. Женское образование в России. Исторический очерк. СПб., 1901. 46 с.
- Соколов В. Ф. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России. Одесса, 1896. 31 с.
- Мельникова Н. П. Содержание воспитания и художественного образования в Смольном и Екатерининском институтах благородных девиц конца XVIII – первой половины XIX века : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 22 с.
- Короткова М. В. Исторический опыт организации обучения в закрытых учебных заведениях России XVIII‒ХІХ вв. в контексте гендерной педагогики // Педагогическое образование и наука. 2013. № 3. С. 52‒58.
- Плетнева И. Ф., Каленцова Т. В. Историко-культурные условия становления женского образования в России второй половины XVIII века // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 3, № 19. С. 145‒160.
- Хохлова М. Ю. Проблема типологии воспитанниц институтов благородных девиц в контексте их межличностного общения // Наука и школа. 2012. Т. 5, № 5. С. 166‒170.
- О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре ; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества.Указ от 5 мая 1764 г. // Полн. собр. законов Российской империи, с 1649 года. Собр. 1-е. : в 45 т. СПб., 1830. Т. 16. С. 742‒755.
- Учреждение особливого училища при Воскресенском Новодевичьем монастыре для воспитания малолетних девушек. Указ от 31 января 1765 г. // Полн. собр. законов Российской империи, с 1649 года. Собр. 1-е. : в 45 т. СПб., 1830. Т. 17. С. 18‒20.
- Лядов В. Н. Исторический очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища. СПб., 1864. 111 с.
- Устав народным училищам в Российской империи. Утвержден 5 августа 1786 г. // Полн. собр. законов Российской империи, с 1649 года. Собр. 1-е. : в 45 т. СПб., 1830. Т. 22. С. 646‒662.
- Быкова В. П. Записки старой смолянки : в 2 ч. СПб., 1898. Ч. 1. 458 c.