Образец для цитирования:

Андрюшкова Н. П. Личностная зрелость: модель исследования в контексте событийного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 423-426. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-423-426


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
159.9
Язык публикации: 
русский

Личностная зрелость: модель исследования в контексте событийного подхода

Введение. Проблема личностной зрелости, ее критериев и механизмов достижения является одной из значимых и актуальных в современной психологической науке. Большое количество работ посвящено трактовке и определению данного понятия, поиску его содержательных и структурных элементов. Теоретический анализ. На основе систематизации теоретического материала автор выстраивает модель для анализа личностной зрелости (в контексте событийного подхода). В данной модели выделяются блоки, которые могут выступать параметрами личностной зрелости: событийный блок, рефлексивный блок, смысловой блок, поведенческий блок. Заключение. Значимые события личности можно рассматривать в качестве возможных инициаторов формирования личностной зрелости и включать их в событийный блок исследования. Механизмы переживания кризисного события, образуя единство с рефлексивными процессами, составляют рефлексивный блок исследования; осмысление ситуации, построение новых смыслов – смысловой блок исследования; адаптации к новым условиям, ситуационная активность – поведенческий блок исследования. Полученные данные могут быть использованы с целью более детального анализа личностной зрелости, условий ее актуализации, а также при построении моделей эмпирического исследования личностной зрелости.

Литература
  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2003. 608 с.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М. : Наука, 2000. 372 с.
  3. Балык А. С., Цыбуленко О. П. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 63–67.
  4. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2001. 304 с.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  6. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. 462 с.
  7. Титаренко Т. М. Испытание кризисом: Одиссея преодоления. М. : Когито-Центр, 2010. 304 с.
  8. Чепелева Н. В. Дискурсивные практики самопроектирования личности // Наука і освіта. 2015. № 9. С. 5–10.
  9. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М. : Институт психологии РАН, 2004. 424 с.
  10. Фахрутдинова Л. Р. Психология переживания человека. Казань : ИздательствоКазанского государственного университета, 2008. 676 с.
  11. Деева Н. А. Рефлексивные механизмы переживания: роль в жизнедеятельности человека и методика исследования. Общество и право // Актуальные вопросы психологии и педагогики. 2015. № 1 (51). С. 275–280.
  12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  13. Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 43. С. 12.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ