Образец для цитирования:
Смирнова А. Ю. «Методика диагностики» адекватности профессионального самоопределения: психометрические характеристики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 336-342. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-336-342
«Методика диагностики» адекватности профессионального самоопределения: психометрические характеристики
Введение. Обосновывается актуальность исследования и формулируется его цель. Теоретический анализ. Рассматривается понятие адекватности профессионального самоопределения; описываются подходы к его анализу и измерению. Обосновывается значение самооценки адекватности профессионального самоопределения как условия неподверженности частым стрессам и превенции профессионального психического выгорания, в том числе эмоциональной истощенности и эмоциональной дистанцированности от результатов своего труда (деперсонализации) персонала. Эмпирическое исследование основано на результатах валидизации методики «Адекватность профессионального самоопределения», разработанной автором статьи. Эмпирическая база – 396 работников промышленности, 277 мужчин и 119 женщин. Проверка факторной структуры методики позволила подтвердить ее двухфакторную структуру и выделить субшкалы «Соответствие личных качеств требованиям работы» (Cronbach`s α = 0,82) и «Соответствие работы качествам сотрудника» (Cronbach`s α. = 0,63). Факторная структура методики подтверждена результатами конфирматорного факторного анализа (RMSEA = 0.061, CFI = 0.964, TLI = 0.906). Выявлены отрицательные связи адекватности профессионального самоопределения с профессиональным выгоранием, частотой стрессов и положительные – с удовлетворенностью трудом, различий в адекватности профессионального самоопределения между мужчинами и женщинами не обнаружено. Заключение. Результаты исследования подтверждают валидность методики «Адекватность профессионального самоопределения», вносят вклад в теоретическую рефлексию профессионального самоопределения.
- Калашникова С. А. Адекватность профессионального самоопределения и ее проявление в развитии синдрома «профессиональное выгорание» в особых условиях деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Чита, 2004. 206 с.
- Калашникова С. А. Личностно-развивающий потенциал особых условий профессиональной деятельности // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 1. С. 80–86.
- Леонова А. Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 3. С. 69–81.
- Маничев С. А., Лепехин Н. Н., Ильина О. Н. Русскоязычная версия шкалы базового самооценивания (Core Self-Evaluation Scale): психометрическая проверка и перспективы использования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, вып. 3. С. 285–308. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.304
- Шамионов Р. М. Структура адаптационной готовности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 454–458. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-4-454-458
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса : учебное пособие. СПб. : Питер, 2009. 336 с.
- Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: дис. … канд. психол. наук. M., 2005. 171 c.
- Смирнова А. Ю. Основы организационной психологии : учеб. пособие. Саратов : ИЦ «Наука», 2017. 210 с.
- Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. СПб. : Речь, 2004. 392 с.