Образец для цитирования:

Бирюков А. А. Осмысление исторического процесса в богословском наследии Оригена Александрийского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 129-133. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-129-133


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
214-1:930.1(091)
Язык публикации: 
русский

Осмысление исторического процесса в богословском наследии Оригена Александрийского

Введение. Ориген Александрийский – крупнейший христианский мыслитель, работавший в русле философии платонизма, неоплатонизма и становящейся христианской традиции. Это значимая фигура как в христианском богословии, так и в истории философии, особенно сильно повлиявшая на средневековый период развития философской мысли. Хотя богослов и не оставил целостной исторической концепции, он постоянно обращался к проблеме истории в своих многочисленных произведениях. Особенностью богословских представлений Оригена об истории является сочетание буквального и аллегорического подходов к ней. Теоретический анализ. Автором предпринимается попытка воссоздания целостной картины представлений Оригена о всемирно-историческом процессе на основе сохранившихся произведений. Описывается промыслительное действо Бога в истории. Выделяется центральная роль Божественного Логоса – Христа. Отдельно рассматривается эсхатология Оригена как учение о конце всемирной истории. Раскрывается роль учения о всеобщем спасении как восстановлении изначального мироустройства и смысле всего всемирно-исторического процесса. Заключение. Формулируется вывод о том, что человеческая история по Оригену является частью мирового космологического процесса и его отражением на Земле. Она есть результат мировой катастрофы и должна содействовать восстановлению изначального порядка.

Литература
  1. Milburn R. L. P. Early Christian interpretations of history. New York : Harper & Brothers, 1954. 221 p.
  2. Михайлов П. Б. Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 16–30.
  3. Нестерова О. Е. Философия Моисея, философия Соломона и определение порядка трех смыслов Писания у Оригена // Вестник Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 93. С. 11–26. https://doi.org/10.15382/stur/202193.11-26
  4. Легеев М., свящ. Вклад александрийской школы III века в богословие истории // Христианское чтение. 2018. №3. С. 45–59. https://doi.org/10.24411/1814-5574-2018-10055
  5. Даренский В. Ю. Основоположение евхаристической метафизики в труде С. Н. Булгакова «Христос в мире» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 127–132. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-2-127-132
  6. Ориген. О началах; Против Цельса. СПб. : Библиополис, 2008. 792 c.
  7. Шмонин Д. В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб. : Издательство СПБДА ; Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 460 с.
  8. Гараджа В. И. Научная и христианская интерпретация истории. М. : Знание, 1980. 64 с.
  9. Прокопьев С. М. Возникновение христианской исторической мысли: Ориген Александрийский. М. : Московский государственный университет печати, 2010. 175 с.
  10. Ramelli I. The Christian doctrine of apokatastasis. Leiden ; Boston : Brill, 2013. 890 p.
  11. Ориген. Против Цельса / пер. с гр. А. Фокин // Богословский сборник. М. : Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословного Института, 1999. Вып. 3. С. 114–136.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ