Образец для цитирования:

Кольчик Е. Ю. Особенности ценностных ориентаций подростков с различным уровнем тревожности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 427-432. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-427-432


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
159.923
Язык публикации: 
русский

Особенности ценностных ориентаций подростков с различным уровнем тревожности

Введение. Изменчивость социальных ориентиров современного общества определяет актуальность изучения ценностных ориентаций как важной морально-нравственной составляющей личности. Цель работы – исследование ценностных ориентаций подростков с различным уровнем тревожности. Теоретический анализ. Уровень выраженности тревоги у подростков взаимосвязан с выбором определенных ценностных ориентаций. Подростки с высоким уровнем тревожности более подвержены мнению окружающих и их ценностные ориентации менее устойчивы и более полезависимы. Эмпирический анализ. В исследовании приняли участие 48 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Было выявлено, что для подростков с высоким уровнем тревожности характерен выбор таких ценностных ориентаций, как отдых и материальное благополучие. Для подростков сумеренным и низким уровнем тревожности более характерна ориентация на общение и на любовь. Заключение. Умеренный и низкий уровни тревожности связаны с духовными ценностями, не зависящими от внешних факторов. Высокий уровень тревожности сопряжен с материальными и конкретными ценностями, которые зависят от внешних факторов и потому являются трудно контролируемыми. 

Литература
  1. Выготский Л. С. Психология. М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 1008 с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : ПИТЕР, 2020. 608 с.
  3. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2017. 624 с.
  4. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М. : Эксмо, 2005. 96 с.
  5. Жупник О. Н. Понятие «ценностные ориентации»: к проблеме определения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. № 2. С. 3–11.
  6. Кузнецова Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С.109–114.
  7. Небылицын В. Д. Темперамент // Проблемы психологии индивидуальности. 2000. № 3. С. 13–21.
  8. Фрейд З. Психология бессознательного. М. : Академия, 2009. 418 с.
  9. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. СПб. : Лань, 2017. 240 с.
  10. Прихожан А. М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика. М. : Школьный психолог. 2019. 698 с.
  11. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : МОДЭК, 2020. 304 с.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ