Образец для цитирования:

Косарева С. А. Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов в учебном проекте посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 207-211. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-207-211


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
378.14
Язык публикации: 
русский

Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов в учебном проекте посредством разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории

Повышение уровня сформированности компетенций самоорганизации и саморазвития – актуальный вопрос для студентов и выпускников вузов. Применение метода проектов рассматривается в статье как способ повысить эффективность работы над развитием самоорганизации студентов. При этом преподавателю необходимо выбрать тип проекта, наиболее полно соответствующий цели повышения уровня самоорганизации обучающихся. Индивидуальные практико-ориентированные долгосрочные проекты представляются наилучшим вариантом. На основе анализа исследований выделены три основных этапа проектной деятельности: подготовительный, этап реализации проекта, заключительный. Учебный проект, однако, является лишь частью индивидуальной программы, разрабатываемой студентом совместно с преподавателем. Дана схема индивидуальной образовательной траектории, реализация которой приведет к повышению уровня самоорганизации студентов. Создание индивидуальных траекторий требует особого взаимодействия педагога и обучающихся, в частности, организации педагогического сопровождения студентов в процессе повышения уровня их самоорганизации. Такие варианты педагогического сопровождения, как помощь и поддержка, должны проявляться в создании первичных ситуаций, в которых студент сможет разработать индивидуальную образовательную траекторию, и вторичных ситуаций, способствующих реализации студентом индивидуальной образовательной траектории и достижению им более высокого уровня самоорганизации.

Литература
  1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е. С. Полат. М. : Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
  2. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург : Деловая книга, 1996. 334 с.
  3. Афонина Т. Ю. Реализация проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 535–539.
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 368 с.
  5. Косарева С. А., Шилова С. А. Развитие навыков чтения в рамках формирования универсальных компетенций студентов // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (Саратов, 25–26 февраля 2020 г.) / под ред. Г. А. Никитиной. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 217–222.
  6. Косарева С. А. Перспективы и риски повышения уровня самоорганизации студентов // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 75–81.
  7. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования : методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / под ред. Е. Я. Когана. Самара : Учебная литература ; Издательский дом «Федоров», 2006. 176 с.
  8. Байдикова Н. Л., Давиденко Е. С. Типология проектов при обучении иностранному языку студентов технических вузов в бакалавриате и магистратуре // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2 (47). С. 203–212.
  9. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М. : НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.
  10. Александрова Е. А., Крылова Н. Б., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М. : Academia, 2006. 288 с.
  11. Первая Всероссийская конференция-семинар «Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании» : материалы Всероссийской конференции (Зеленоград, 29–31 октября 1995 г.) / под. ред. О. С. Газмана. М. : УВЦ «Инноватор», 1996. 72 с.
  12. Александрова Е. А., Алешина М. В., Паринова Г. К. Педагогическая поддержка учения школьников // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 104–113.
  13. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки : учебно-методическое пособие. М. : МИРОС, 2001. 208 с.
  14. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.
  15. Носов А. Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2014. 213 с.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate