Образец для цитирования:
Максимова Е. А. Принципы эволюционного моделирования в исследовании развития профессионального образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 345-349. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-345-349
Принципы эволюционного моделирования в исследовании развития профессионального образования
Введение. Моделирование является неотъемлемым этапом в исследовании сложноорганизованной системы. Оно помогает выявить взаимосвязь ее элементов, понять принципы функционирования, наметить направления будущего развития. Традиционно в педагогических исследованиях используют вербальное и концептуальное моделирование: словесное выражение базовых идей и их графическое отображение. В статье предпринята попытка обосновать потенциал эволюционного моделирования к развитию образовательной системы. Теоретический анализ. Интерпретация терминологии классической эволюционной теории дает основание отметить наличие в системе профессионального образования аналогов биологических процессов наследственности, отбора и изменчивости. Уточнение стратегий эволюционного моделирования позволяет распространять его принципы на развитие системы профессионального образования. Показана возможность моделировать вариативный характер развития профессионального образования. Отмечено, что любой элемент системы профессионального образования может стать точкой ее роста при соответствующих условиях внешней среды. Приведены примеры негативных последствий игнорирования принципов эволюционного развития профессионального образования в пользу его форсированного стимулирования. Заключение. Единая концептуальная основа и наличие в образовательной системе аналогов опорных понятий, применяемых в эволюционном моделировании (ген, генотип, фенотип, пригодность, мутация, память, поколение) позволяют исследовать профессиональное образование как самоорганизующуюся систему, обладающую адаптивными механизмами.
- Назаретян А. П. Нелинейное будущее и проблема жизненных смыслов // Историческая психология и социология истории. 2012. Т. 5, № 2. С. 148–180.
- Крылова Н. Б. Контексты как отражения условий и смыслов // Новые ценности образования : Контексты и подтексты образования. 2006. Вып. 5–6 (28–29). С. 70–84.
- Уемов А. И. Логические основы моделирования. М. : Мысль, 1971. 312 с.
- Могилевский В. Д. Методология систем : вербальный подход. М. : ОАО «Издательство «Экономика», 1999. 251 с.
- Солодова Е. А. Новые модели в системе образования : Синергетический подход. М. : Книжный дом «Либроком», 2016. 344 с.
- Дарвин Ч. Происхождение видов. М. : АСТ, 2017. 672 с.
- Емельянов В. В., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Теория и практика эволюционного моделирования. М. : Физматлит, 2003. 432 с.
- Аверченков В. И., Казаков П. В. Эволюционное моделирование и его применение. Брянск : Издательство БГТУ, 2009. 200 с.
- Максимова Е. А. Закономерности эволюционных преобразований системы профессионального образования // Научное обозрение : гуманитарные исследования. 2016. № 4. С. 17–25.
- Цетлин М. Л. Исследования по теории автоматов и моделирование биологических систем. М. : Наука, 1969. 316 с.
- Букатова И. Л. Эволюционное моделирование и его приложения. М. : Наука, 1979. 232 с.
- Fogel L. J. Intelligence Through Simulated Evolution: Forty Years of Evolutionary Programming WileyInterscience. New York, 1999. URL: https://dl.acm.org/doi/10.5555/317034 (дата обращения: 16.06.2022).
- Суховерхов А. В. Общая теория биологической и социальной памяти : семиотический и процессуальный подходы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 74. С. 638–654.
- Карпов В. Э. Эволюционное моделирование. Проблемы формы и содержания // Новости искусственного интеллекта. 2003. № 5. С. 35–46.
- Бурцев М. С. Исследование новых типов самоорганизации и возникновения поведенческих стратегий : дис. … канд. физ.-мат. наук. М., 2005. 120 с.