Образец для цитирования:
Курохтина С. Р. Проблема образа в визуальных исследованиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 367-370. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-4-367-370
Проблема образа в визуальных исследованиях
В статье рассматривается проблема образности в исследованиях визуального, неоднородный характер которых вследствие их междисциплинарной направленности свидетельствует об отсутствии четкости в разработке как общей методологии, так и понятийной базы. Цель статьи – конкретизация понятия «образ», выявление его структурных составляющих, способов функционирования в пространстве взаимодействий. Для аналитики образа результативен деятельностный подход, так как его возможности позволяют исследовать следы действия образа в социальной сфере, нежели историю развития термина. Установлена динамическая двойственность образа, которая выражается в двух уровнях: во-первых, материальном уровне, присущем всем иконическим объектам (визуальные изображения, начиная от произведений живописи, заканчивая рекламой и медиаконтентом, данный уровень необходим для первичного восприятия визуальных артефактов); вовторых, смыслообразующем уровне, тесно связанном с коммуникативными свойствами образа, организующий процесс интерпретации и передачи полученной информации. Свойство, которое поддерживает сплоченность двух уровней, – медиальность – обеспечивает также связь образа с пространством социального. Формулируется вывод о том, что визуальные образы формируют особую иконическую поверхность, которая говорит о комплексной организации образов за счет медиальной составляющей.
1. Boehm G. Die Wiederkehr der Bilder. Was ist ein Bild. München : Wilhelm Fink Verlag, 1994. P. 11–38.
2. Mitchell W. J. T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. Chicago, 2005. 380 р.
3. Бергер Д. Искусство видеть. СПб. : Клаудбери, 2012. 184 с.
4. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований // Логос. 2012. № 1 (85). C. 212–249.
5. Вирилио П. Машина зрения. СПб. : Наука, 2004. 139 с.
6. Петровская Е. Безымянные сообщества. М. : Фаланстер, 2012. 384 с.
7. Инишев И. Н. «Иконический поворот» в науках о культуре и обществе // Логос. 2012. № 1 (85). С. 184–211.
8. Alexander J. Iconic Experience in Art and Life : Surface. Depth Beginning with Giacometti’s Standing Woman // Theory, Culture & Society. 2010. № 25. P. 1–19.
Generator XML for DOAJ
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate