Образец для цитирования:
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АЛЕКСИТИМИИ И АДДИКЦИЙ У МОЛОДЕЖИ
Представлены результаты психолого-социального анали-
за алекситимии как функциональной особенности нервной
системы человека. В ходе авторского эмпирического иссле-
дования выявлена специфика алекситимии у молодежи с не-
химическими зависимостями, определена значимость алекси-
тимии как фактора риска развития аддиктивности (на примере
интернет-аддикции). Исследование проводилось в 2016 г.
(N = 15) с применением качественной методологии: интервью
осуществлялось в двух режимах – онлайн и оффлайн. Выбор-
ку составили представители молодежи в возрасте от 14 до
30 лет, а также работники специализированных учреждений,
занимающихся исследованием, профилактикой и реабилита-
цией людей с аддикциями. Установлено, что личность с алек-
ситимичными чертами часто характеризуется специфическим
дисбалансом, при котором эмоции в основном проявляются
в контексте зависимости, а не в реальной жизни; в большин-
стве случаев алекситимия, аддикции не осознаются молоде-
жью; усиление алекситимии часто происходит в результате
действия социальных стереотипов; алекситимия – один из
факторов риска развития аддиктивности у молодежи. Взаи-
мосвязь алекситимии и аддикций обнаруживается в резуль-
тате реализации различных форм аддиктивного поведения, а
также трансформации личности.
1. Шпаковская О., Копытов А. Роль алекситимии в
формировании психосоматических расстройств и
зависимых форм поведения // Мед. журн. 2014. № 4.
С. 31‒38.
2. Тевенко А. Алекситимия. URL: http://onevroze.ru/
chto-takoe-aleksitimiya-i-kakaya-ona-byvaet-osnovnye-
simptomy-i-metody-lecheniya.html (дата обращения:
22.05.2016).
3. Fukunishi I., Sasaki K., Chishima Y. [et al.]. Emotional dis-
turbances in trauma patients during the rehabilitation phase:
studies of posttraumatic stress disorder and alexithymia //
General Hospital Psychiatry. 1996. Vol. 18. P. 121‒127.
4. Ciarrochi J., Forgas J. Р., Mayer J. D. Emotional
intelligence in everyday life. N.Y., 2006. 327 р.
5. Apfel R., Sifneos P. Alexitiymia: Concept and measure-
ment // Psychotherapy and Psychosomatics. 1979.
Vol. 32, № 1. P. 180‒191.
6. Brems C. Childhood abuse history and substance
use among men and women receiving detoxifi cation
services // American Journ. of Drug and Alcohol Abuse.
2004. Vol. 30. P. 799‒821.
7. Рощина Е. Исследование феномена алекситимии у англо-
и русскоязычных пользователей Интернет. М., 2011. 94 с.
8. Сосновский Д. Аддикции разные, болезнь одна. URL:
http://drsosnov.ru/love_add_love_lech.html (дата об-
ращения: 07.07.2016).
9. Grant V. Coping-anxiety and coping-depression motives
predict different daily mood-drinking relationships,
Psychology of addictive behaviors // Journ. of the Society
of Psychologists in Addictive Behaviors. 2009. Vol. 23,
№ 2. P. 226‒237.
10. Brems C., Namyniuk L. The relationship of childhood
abuse history and substance use in an Alaska sample //
Substance Use & Misuse. 2002. Vol. 37. P. 473‒493.
11. Вдовиченко А. О типах акцентуации характера у
делинквентных подростков // Психологические про-
блемы психогигиены, психопрофилактики и меди-
цинской деонтологии. Л., 1976. С. 23–34.
12. Коростелева И., Ротентберг В. Проблема алекситимии
в контексте поведенческих концепций психосоматиче-
ских расстройств // Телесность человека : междисци-
плинарные исследования. М., 1993. С. 142‒150.
13. Александер Ф. Психосоматическая медицина :
принципы и практическое применение / пер. с англ.
С. Могилевского. М., 2002. 352 с.
14. Стратегия государственной молодёжной политики в
Российской Федерации до 2016 года: распоряжение
Правительства РФ от 18.12.2006 года №1760-р. URL:
http://vmo.rgub.ru/policy/act/strategy.php (дата обраще-
ния: 27.05.2016).
15. Grinevich E. Communication alexithymia and Internet ad-
diction in students // Innovative views of young scientists.
2015. URL: http://www.sworld.com.ua/konferm1/269.pdf
(дата обращения: 01.06.2016).
Образец для цитирования:
Зайцев Д. В., Селиванова Ю. В. Психосоциальные аспекты взаимосвязи алекситимии и аддикций у моло-
дежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 62–66. DOI:
10.18500/1819-7671-2017-17-1-62-66.
Generator XML for DOAJ
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate