Образец для цитирования:
СЕПАРАЦИОННЫЙ СТАТУС И СТАЖ КАК ФАКТОРЫ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ СЕПАРАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В статье приводится анализ когнитивного компонента ситуации
сепарации студентов медицинского вуза с родителями в период
их адаптации к самостоятельной жизни. Для исследования ког-
нитивной оценки ситуации сепарации студентов от родителей
используется специально подготовленный семантический диф-
ференциал. Сравнительный анализ оценок ситуации сепарации
студентами разных групп (N = 687), имеющих разный сепара-
ционный статус (факт отдельного проживания от родительской
семьи) и стаж (время отдельного проживания), показал отличия
в когнитивной оценке ситуации сепарации, касающиеся стрессо-
генности, соревновательности и равенства позиций участников
взаимодействия. При этом наибольшее равноправие в отноше-
ниях с другими людьми прогнозируют студенты старших курсов,
живущие совместно с родителями. Большая стрессогенность си-
туации у студентов младших курсов, обладающих постсепараци-
онным статусом, а наибольшая соревновательность – у младших
испытуемых, живущих в родительских семьях. Студенты старших
курсов, длительное время живущие самостоятельно, весьма уме-
ренны в оценках ситуации по всем исследуемым параметрам.
Данные результаты иллюстрируют характерные особенности си-
туации, которую можно воспринимать и как кризисное событие
в жизни молодого человека, и как психологический ресурс для
развития его личности.
1. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Стрессы семейных
отношений : тенденции и эффекты совладания // Со-
циальная и экономическая психология. 2016. № 1.
С. 174–195.
2. Трифонова С. А. Психология социальных ситуаций :
учеб. пособие. Ярославль, 2004. 91 с.
3. Мясищев В. Н. Личность и неврозы / под ред.
А. А. Бодалева. М., 2003. 100 с.
4. Прохоров А. О., Артищева Л. В. Образ психического
состояния : динамические и структурные характери-
стики // Экспериментальная психология. 2012. Т. 2,
№ 2. С. 63–73.
5. Аронсон Э. Общественное животное. СПб., 2006.
416 с.
6. Малeнова А. Ю. Экзамен как модель формирования
копинг-поведения личности в ситуациях оценива-
ния // Социальная психология в образовании : про-
блемы и перспективы : сб. материалов междунар.
науч.-практ. конф. Саратов, 2007. С. 239–243.
Generator XML for DOAJ
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate