Образец для цитирования:

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 

СТРЕССПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

В статье показано, что группы старшеклассников (N = 107) с разным уровнем жизнестойкости (жизнестойкие, виктимные, среднежизнестойкие) по-разному используют стресспреодолевающие стратегии поведения. Деструктивная направленность копинг-стратегий характерна для группы виктимных лиц, которые избегают активных действий и при столкновении со стрессами руководствуются игровой или социальной ролью жертвы. Для виктимной группы и группы со средним уровнем жизнестойкости избегание становится доминирующей стратегией. Возникает необходимость выстраивания психологической работы со всеми группами старшеклассников с учетом выявленных особенностей стресспреодолевающего поведения. Для жизнестойких актуальной является тема развития нравственного начала при выборе тех или иных копинг-стратегий, для среднежизнестойких – проблема собственной активности, для виктимных – преодоление эгоцентризма, фиксации на страданиях, развитие смысловой сферы личности

Литература

1.  Bonanno G. A. Loss, trauma, and human resilience : Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? // American Psychologist. 2004. Vol. 59. P. 20–28.

2.  Bonanno G. A., Mancini A. D. The Human capacity to thrive in the face of potential trauma // Journal Pediatrics. 2008. Vol. 121, № 2. P. 369– 375.

3.  Maddi S. R. Hardiness : An operacionalisation of existential courage // Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44, № 3. P. 279–298.

4.  Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.

5.  Одинцова М. А. Типы поведения жертвы. Опросник ролевой виктимности. Самара, 2013. 160 с.

6.  Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. 336 с.

7.  Одинцова М. А. Проблема виктимного личностного типа в психологии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 73‒79.
 

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate