ЦЕЛОСТНОСТЬ

Роль технического в сохранении и воспроизводстве живого начала в человеке

Введение. Тенденция укрепления приоритета технической стороны жизни и деятельности современного человека, характеризующаяся нарастающей сложностью и неоднозначностью в определении человека и его мира, обостряет проблему сохранения и воспроизводства живого начала в человеке. Возникает проблемный вопрос: возможен ли вообще человек – живой человек – в технико-технологизированном мире? Автором выделяются основные черты живого начала в человеке: спонтанность, непосредственность, органичность, открытость, целостность. Теоретический анализ.

Концепт андрогина сквозь призму философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

В статье освещаются полярные друг другу глубинные смыслы концепта андрогина сквозь призму философии жизни А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Одним из этих смыслов, коррелирующим с философией Шопенгауэра, является отрицание человеком своей зависимости от желаний и неполноты своего мирского расколотого существования в андрогине как символе целостности. Другой смысл предстает в качестве ницшеанского сверхчеловека, являя собой достижение в андрогине предельной полноты жизни, которая изливается за пределы времени, становясь нетленной.

Онтологические аспекты атмосферы

Статья посвящена рассмотрению онтологического статуса атмосферы, условий и качеств, которые способствуют формированию атмосферных эффектов. Смысловая линия текста – пространственное измерение атмосферы (пространство, задаваемое чувственными модальностями бытия как присутствия и события). Именно это характеризует мир настроений, чувств как тонкую материю созвучий и гармонических соответствий, которую сложно описать в терминах причинно-следственных связей. В конечном итоге эти невидимые магнитные линии оказываются важнейшими онтологическими опорами человеческого существования и понимания.

ОБ ОНТОЛОГИИ СМЫСЛА

В статье представлен онтологический анализ феномена смысла: смысл исследуется с точки зрения его формы представленности в сознании, переживаемости. Констатируется внечувственный характер смысла: смысл не обладает пространственностью, временностью, качественностью. Показано, что смысл можно истолковать как «потенциальную» (возможностную) форму бытия. Фундаментальным свойством смысла также является его единство, внутренняя целостность. Существуют не отдельные смысловые единицы, но целостное «смысловое поле», в котором каждая составляющая существует лишь в контексте целого.