демократия

Теория справедливого государства в философской концепции институционального человека

Антагонизмы в развитии современных социальных отношениях вновь делают актуальной проработку идеи создания комфортных условий жизни для человека в социуме. Это обстоятельство предполагает переоценить теорию справедливого государства в контексте философской концепции институционального человека, предметно осмыслив институциональную организацию социума, сопоставив ее с вариативностью задач современной демократии.

Свобода и неравенство: к проблеме истории и философии либерализма

В статье исследуются проблемы доктринального отождествления свободы и неравенства классическим либерализмом и неолиберализмом.

Конец истории: факторы и методологические параметры концептуализации идеи

В статье исследуется проблема построения концепций конца истории. Обращается внимание на антропогенный, социальный и исторический факторы возникновения и обострения интереса к теме конечности исторического процесса, отмечается проявление его в эсхатологических интенциях теологических постижений и философской рефлексии смыслов завершения пути человечества из прошлого в настоящее. Выявляется вариативная динамика в методологии философии истории, особенность которой на рубеже II–III тысячелетий просматривается в том, что доминирующими становятся цивилизационные проекты. В их параметрах Ф.

Демократия в концепциях альтернативных направлений русской философии конца XIX – первой половины XX столетий

В статье осуществляется сравнительный анализ концепций демократии, выдвинутых представителями альтернативных направлений русской философии конца ХIХ – первой половины ХХ столетий. Отмечается развитие идей демократии, обозначенных в древнегреческой философии, мыслителями Нового времени Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье; обращается внимание на выделение двух расходящихся направлений в теоретической разработке демократической формы государственного управления: классического либерального варианта Дж. Локка и революционно-демократического проекта Ж.-Ж. Руссо.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПОРЯДОК СОЦИУМА: ПЛАТОНО-АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

В  статье  рассматриваются  проблемы  институционального  человека  как  представителя 
сообщества в философском наследии Платона и Аристотеля. Отмечено доминирующее 
влияние культуры и образования на сущность обладателя моральных и интеллектуальных 
свойств. Особое внимание уделяется раскрытию качества институционального человека 
и его функциональной согласованности с порядком социума. Высвечивая специфические 
особенности и свойства этого человека в области культуры миропонимания, статья рас-