индивидуальность

Б. Г. АНАНЬЕВ О ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

В статье осуществляется анализ концепции индивидуальности, сформулированной в трудах Б. Г. Ананьева. Утверждается, что понятие индивидуальности у Ананьева имеет два неразрывно связанных значения: индивидуальность как внутренний мир человека и как системная целостность свойств человека – индивида, личности, субъекта деятельности и содержания внутреннего мира. Показана противоречивость, характеризующая развитие индивидуальности, выявлены ее причины. Рассмотрено, как в концепции Б. Г.

ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ «Я» В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье критически рассматриваются концепции «Я», изложенные в работах Н. Лосского, С. Л. Франка и Л. Лопатина. Изложены аргументы против идеи трансцендентности «Я» по отношению к феноменальному содержанию сознания, содержащейся в работах Н. Лосского и С. Франка. Поддерживается позиция Л. Лопатина, предполагающая имманентность «Я» содержимому сознания. 

Генезис индивидуальности какфилософская проблема

В статье поднимается ряд философских проблем, связанных с понятием «индивидуальность». Обозначаются предметные области философии, для которых важна концептуализация индивидуальности. Основным сюжетом является противопоставление индивида и всеобщего, тотального. Таким образом, проблема статуса индивидуальности имеет гносеологические, аксиологические и онтологические аспекты. Рассматриваются возможные варианты концептуализации индивидуальности. Ключевым моментом является анализ процесса генезиса индивидуальности и установление его онтологического статуса.

Homo Digitalis: запрос на новую конфигурацию индивидуальности

В статье представлены результаты научной рефлексии, объектом которой выступает Homo Digitalis как представитель современного цифрового общества. Целью статьи является изучение формирующейся конфигурации индивидуальности Homo Digitalis как ответ на запрос цифрового мира.

Философия – путь к себе

В статье анализируются проблемы философского мышления в контексте современного мировоззрения человека. Рассуждение строится на рассмотрении философии в качестве формы духовной культуры наравне с наукой, искусством и религией. Подчеркивается актуальность философского познания в наше время. Ставится цель определить роль и место философии в системе взаимодействия личности и общества. Современный человек оказывается в мире, где его существование безальтернативно подчиняется власти жестких социальных, культурных, технологических систем, где ему все труднее найти себе место.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ: ЛОГИКА СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ

Статья  посвящена  исследованию  процессов  глобализации  в 
контексте  современности  и  специфики  трансформации  гло-
бального общества. На фоне глобализации происходит дефор-
мация существующих субъектов, что зачастую представляется 
исследователями  социума  как  нечто,  уничтожающее  социаль-
ную  солидарность.  Особое  место  в  контексте  поставленной 
проблемы отводится исследованию дихотомии «коллективное – 
индивидуальное». В исследовании последовательно рассматри-
вается и критикуется господствующая в современности гипоте-

ЧЕЛОВЕК НАУКИ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Целью  статьи  является  исследование  проблемы  самоидентич-
ности  современного  ученого  в  познавательном  поле  социаль-
но-философской  мысли  ХХ  в.  Обозначаются  основные  контек-
сты  современных  изменений  в  социальном  и  научном  мире, 
характеризующиеся  сложной  социальной  дифференциацией, 
разведением  принципов  научной  идентификации  и  иерархиза-
ции, ценностной и этической неопределенностью. Исследуется 
специфика  саморефлексии  ученого  в  соотнесенности  с  «эта-