мистический опыт

Библия в религиозно-философском творчестве Н. С. Арсеньева: мистический опыт

В статье прослежены становление мистического опыта Николая Сергеевича Арсеньева (1888–1977) на основании мемуарной книги «Дары и встречи жизненного пути» (1974), этапы его занятий библеистикой. Предложен анализ экзегетической работы Арсеньева «Религиозный опыт апостола Павла» (1935). Он был одним из русских мыслителей, в трудах которого Священное Писание занимало центральное место, и почти все его религиозные идеи вырастали из новозаветных книг, библейских концептов.

«Философская вера» и мистический опыт: конвергенция и дивергенция

Введение. Распространенная версия, что мистический опыт выявляет глубинное единство религиозных традиций, скрывающееся за внешним фасадом их различий, представляется спорной. Теоретический анализ. Сравнительный анализ выявляет, что сходство между разными традициями мистицизма выражает не квинтэссенцию религиозности как таковой, а лишь конвергенцию в определенной фазе эволюции религий. Мистицизм сопоставляется с вступлением религии в феноменологическую фазу развития. Мистика, как и философская феноменология, обращена к опыту данностей сознания.

Христианский мистический опыт в панораме трансформаций неклассических онтологий бытия-во-времени

В статье исследуются траектории как пересечения, так и дивергенции между философскими и религиозно-мистическими онтологиями бытия-во-времени. Формулируется вывод, согласно которому душа конституируется в качественно ином времени, нежели «Я». Если душа является местом соединения времен, то «Я» обитает в топосе разрыва времени. Выход из времени в вечность предваряется трансформацией темпоральности собиранием времени в модусе настоящего. В мистических традициях такая трансформация может совершаться в противоположных направлениях: как расширения настоящего, так и сжатия мгновения.