order

Повседневность как актуальная форма жизни

В статье предпринимается попытка осмысления повседневности как элемента общественной жизни. Повседневность рассматривается как модус, в котором человек предстает в своей бытийной достоверности. Определены предпосылки, приведшие к необходимости изучения этого понятия, а именно переосмысление роли рациональности как метода постижения человеком своего места в мире и социуме. Приводится краткий анализ разработанности проблемы повседневности в рамках философского дискурса. Дается социолого-культурологическое обоснование структур и уровней повседневности.

Теория справедливого государства в философской концепции институционального человека

Антагонизмы в развитии современных социальных отношениях вновь делают актуальной проработку идеи создания комфортных условий жизни для человека в социуме. Это обстоятельство предполагает переоценить теорию справедливого государства в контексте философской концепции институционального человека, предметно осмыслив институциональную организацию социума, сопоставив ее с вариативностью задач современной демократии.

Свобода и ответственность в контексте эволюции сознания: синергетический анализ

В статье рассматривается эволюция сознания и культуры в целом с позиций синергетической философии истории, исследующей эволюцию сложных социокультурных систем, процессы самоорганизации на уровне явлений (неравновесность, бифуркация) и на уровне сущности (отбор, суперотбор).

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

Феноменологический метод ориентирован не столько на изуче-
ние специализированных форм знания, например науки, сколь-
ко на «повседневное знание», реальность «жизненного мира»,
предшествующую всем теоретическим системам. Её основным
теоретическим источником безусловно является феноменология
Э. Гуссерля, переработанная А. Шюцем в феноменологическую
социологию. Процесс становления человека происходит во взаи-
мосвязи с окружающей средой. Социальный порядок – это чело-
веческий продукт, или, точнее, непрерывное человеческое про-

«Черный лебедь» Н. Талеба как философская рефлексия рискогенного общества

В исследовательском фокусе публикации оказывается теория «Черного лебедя» современного философа Н. Талеба, которая рассматривается в контексте рискогенного измерения общества. «Черные лебеди» – события, обладающие крайне низкой предсказуемостью и способные кардинально трансформировать мир. Общество сегодня оказывается наполненным непредсказуемыми событиями, которые делают его развитие максимально неопределенным. Существующие системы рационального анализа и как следствие – контроля не в состоянии увидеть «невидимое» – «Черных лебедей», чье возникновение кардинально меняет ход событий.