phenomenology

«Философская вера» и мистический опыт: конвергенция и дивергенция

Введение. Распространенная версия, что мистический опыт выявляет глубинное единство религиозных традиций, скрывающееся за внешним фасадом их различий, представляется спорной. Теоретический анализ. Сравнительный анализ выявляет, что сходство между разными традициями мистицизма выражает не квинтэссенцию религиозности как таковой, а лишь конвергенцию в определенной фазе эволюции религий. Мистицизм сопоставляется с вступлением религии в феноменологическую фазу развития. Мистика, как и философская феноменология, обращена к опыту данностей сознания.

МЕСТО ОПЫТА «ДРУГОГО» В ФЕНОМЕНОЛОГИИ Э. ГУССЕРЛЯ

Статья посвящена рассмотрению опыта в поздних работах Э. Гуссерля посредством обращение к философскому наследию Р. Декарта. Через осмысление опыта философия XX века раскрывает отношение человека к «Другому» индивиду. Обращаясь к опыту, Э. Гуссерль видел в нем основы феноменологии как науки более высокой формации.

Реконструкция проблематики темпоральности повседневного мышления в феноменологической социологии А. Шютца

Статья нацелена на выявление проблемного ядра темпоральных оснований повседневности, представленных в рамках феноменологической социологии. Сформулированное А. Шютцем понятие повседневности во многом опирается на концептуальные положения философии Э. Гуссерля о внутреннем сознании времени и А. Бергсона, разграничившего рефлексивное Я и жизненное единство сознательных процессов. Раскрывается тезис о том, что корреляция прошлого и настоящего выступает основанием повседневного мышления и в совокупности с пространственной близостью формирует область типичного.

ПОСТСОБЫТИЙНОСТЬ И СУБЪЕКТ ОТСУТСТВИЯ В ОБЪЕКТИВНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ АЛЕНА БАДЬЮ

Статья посвящена рассмотрению онтологического значения концепции объективной феноменологии Алена Бадью, представленной в его работах «Логика миров» и «Второй манифест философии». Автор сравнивает феноменологию Бадью с феноменологическими проектами Гуссерля и Хайдеггера, отмечая ее бессубъектный характер. Растворение онтологического субъекта в связанных с реакцией на события многообразных стратегиях субъективности осуществляется в объективной феноменологии Бадью за счет отказа от инстанции созерцания в пользу этической и политической практики.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗЕРКАЛЕ РЕФОРМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена рассмотрению одной из важных проблем социальной философии – соотношения общественного бытия и общественного сознания. Авторы, используя понятийный аппарат классической философии, дают современную интерпретацию основного вопроса философии, обращаясь к событиям в России конца ХХ – начала ХХI в., которые являются судьбоносными в её истории. Делается вывод, что современность подтверждает значение и актуальность основного вопроса социальной философии. В статье подвергаются критике некоторые новомодные направления, претендующие на последнее слово в философии.

К определению предмета социальной феноменологии

Статья нацелена на установление проблемного поля социальной феноменологии. Причиной для обособления социальной феноменологии от социологии феноменологического направления выступает принципиальная разница их методологий и целей исследований. На основании работ авторов феноменологического и социально-конструктивистского направлений было выявлено общее концептуальное ядро, связанное с выделением в области социального взаимодействия недифференцированного и не изученного ранее коммуникативного горизонта.

Феноменология рационального и иррационального мышления

 В статье рассматривается феноменологическая структура разных типов мышления: рационального, инструментального, иррационального, магического, эстетического, этического. Выявляются модальности сознания, определяющие развитие того или иного образа мышления, а также условия и формы их раскрытия в разных социальных и культурных условиях общественного воспроизводства. Рассматриваются знаковость и направленность развития феноменологии иррационального мышления в условиях современных социально-политических реалий России.

Идея проблемности и эйдетическое познание

В центре анализа находятся феномен проблемности в процессе эволюции рациональных структур познания, выступающий как всеобщее требование, которое характеризует познавательный процесс, взаимосвязь рациональной и иррациональной ступеней освоения мира в виде эйдетического познания. Принцип проблемности рассматривается в контексте решения проблем научной деятельности. Определяется место творчества в идее проблемности и самой проблемности в творческом процессе в рамках феноменологической научно-исследовательской программы.

ОТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ МИФА Э. КАССИРЕРА К "ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА" ГЕГЕЛЯ

Статья посвящена исследованию отношения теории мифа Э. Кассирера к «Феноменологии духа» Гегеля. Подлинной основой теории мифологического мышления Э. Кассирера и его философии символических форм является философия Гегеля. При историко-философском исследовании невозможно не заметить прямую связь между кассиреровским анализом символических форм и феноменологией духа Гегеля - детальная структура и архитектоника «Философии символических форм» до мельчайших подробностей воспроизводит гегелевскую диалектику. Тем не менее значительным отличием феноменологии Э.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

Феноменологический метод ориентирован не столько на изуче-
ние специализированных форм знания, например науки, сколь-
ко на «повседневное знание», реальность «жизненного мира»,
предшествующую всем теоретическим системам. Её основным
теоретическим источником безусловно является феноменология
Э. Гуссерля, переработанная А. Шюцем в феноменологическую
социологию. Процесс становления человека происходит во взаи-
мосвязи с окружающей средой. Социальный порядок – это чело-
веческий продукт, или, точнее, непрерывное человеческое про-

Страницы