революция

Из истории нигилизма в России: «Вехи» и Франк

В настоящей статье предпринята попытка осмыслить влияние идеологии нигилизма на общественное состояние России после поражения революции 1905 г. В сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., ведущие русские философы (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк) высказались о роли русской интеллигенции в этой революции. Выход сборника вызвал яростную полемику в обществе. Мы остановились на статье С. Л. Франка «Этика нигилизма», которая была посвящена феномену русского нигилизма.

Демократия в концепциях альтернативных направлений русской философии конца XIX – первой половины XX столетий

В статье осуществляется сравнительный анализ концепций демократии, выдвинутых представителями альтернативных направлений русской философии конца ХIХ – первой половины ХХ столетий. Отмечается развитие идей демократии, обозначенных в древнегреческой философии, мыслителями Нового времени Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье; обращается внимание на выделение двух расходящихся направлений в теоретической разработке демократической формы государственного управления: классического либерального варианта Дж. Локка и революционно-демократического проекта Ж.-Ж. Руссо.

МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ФИЛОСОФИИ

В статье рассматриваются процедуры концептуального анализа, их связь с анализом языка и их приложение к анализу понятий теоретической философии: «консенсус», «философская культура» − и социальной философии: «риск» и «революция».

СУБЪЕКТ ВЛАСТИ В КОНЦЕПЦИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ В. И. ЛЕНИНА И М. ВЕБЕРА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В статье проводится сравнительный анализ выделения субъек- тов власти в концепциях революций В. И. Ленина и М. Вебера. Историко-философский характер решения поставленной задачи позволяет аргументировать выбор для сопоставления концеп- туальных положений, отражающих вполне определенные рево- люционные события 1905–1917 гг. в России. Автор доказывает, что различия в теоретических построениях Ленина и Вебера по рассматриваемому вопросу обусловлены, прежде всего, принци- пиальной разницей в применяемой им методологии.

РИСКИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ТРАНЗИТА И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ

В статье анализируется институциональное измерение револю- ционного общества. Анализ трансформации революционного социума представлен в контексте соотношения формальных и неформальных институтов с позиций ценностных и институци- ональных факторов. Исследуется фактор власти в условиях ре- волюционной риск-динамики, обосновывается, что изменение института власти выступило тем системообразующим риском, который привел к коренным преобразованиям институциональ- ной структуры социума.

ПОРЯДОК РЕВОЛЮЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И АМБИВАЛЕНТНОСТЬ РИСК-ТЕНДЕНЦИЙ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В  работе  исследуется  социальный  порядок  революционного 
общества. На основе исторического опыта революций и иссле-
дователей  революционных  процессов  осуществляется  анализ 
тенденций и противоречий данного состояния социальной ди-
намики. Отмечаются ценностные трансформации: ценностный 
кризис, проявляющийся в пересмотре ценностных принципов 
предшествующего  порядка  –  девальвации,  сосуществует  с 
риск-тенденциями  ценностной  актуализации,  когда  ценности 
наполняются новым историческим содержанием. Амбивалент-