выбор

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ КАК ПОЗНАННОЙ СЛУЧАЙНОСТИ В РАМКАХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Свобода в синергетическом смысле определилась как специфический аналог случайности, как фактор, меняющий соотношение эволюционных возможностей системы. Свобода возникает лишь в условиях суперотбора, то есть в условиях контроля со стороны субъекта за многообразием форм отбора, в конечном счете, за ходом социальной эволюции. Проблема статьи частично сводится к позиции, которая вызывает дискуссии о свободе как познанной случайности. Возник новый, более сложный, уровень свободы как познанной случайности, который предполагает и новый уровень ответственности – за отбор.

ИДЕЯ ПАТРИОТИЗМА В ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье рассматривается становление идеи патриотизма в гре-
ческой  философии.  Представлены  исторические,  социальные, 
религиозные  причины  формирования  этого  общественного  яв-
ления. Выделяется взаимосвязь устной традиции и теоретиче-
ского осмысления феномена, оказавшего приоритетное влияние 
на  ценностную  шкалу  античной  нравственности.  Исследуется 
логическая парадигма патриотизма во взаимодействии с обще-
ственными задачами, представленными в творчестве Платона и 

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ

Статья посвящена анализу соотношений свободы и необходи-
мости, возможности и действительности, выбора и отбора, сво-
боды и ответственности. Определяются основные закономер-
ности  (тенденции),  управляющие  социальными  процессами, 
в рамках которых проявляется свобода, а именно механизмы 
отбора и суперотбора. Описываются эссенциология, феноме-
нология и аксиология свободы. Определяется понятие свободы 
в социуме, которая реализуется лишь в условиях суперотбора 
(отбора самих факторов отбора), т.е. в условиях контроля за со-

ЧЕЛОВЕК НАУКИ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Целью  статьи  является  исследование  проблемы  самоидентич-
ности  современного  ученого  в  познавательном  поле  социаль-
но-философской  мысли  ХХ  в.  Обозначаются  основные  контек-
сты  современных  изменений  в  социальном  и  научном  мире, 
характеризующиеся  сложной  социальной  дифференциацией, 
разведением  принципов  научной  идентификации  и  иерархиза-
ции, ценностной и этической неопределенностью. Исследуется 
специфика  саморефлексии  ученого  в  соотнесенности  с  «эта-