Образец для цитирования:

Павлова Н. И., Прокофьева Л. П. Пропедевтический курс деонтологии в преподавании русского языка как иностранного в медицинском вузе: перспективы разработки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 346-350. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-346-350


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
378.147.34
Язык публикации: 
русский

Пропедевтический курс деонтологии в преподавании русского языка как иностранного в медицинском вузе: перспективы разработки

В статье предлагается идея, методические и дидактические материалы для разработки и введения двухсеместрового курса пропедевтической дисциплины «Введение в деонтологию (лингвистический аспект)», включающей в себя разделы, связанные с культурой речи, риторикой и реализующейся в следующих основных темах: «Деловой этикет врача», «Культура научнопрофессиональной речи», «Качества хорошей речи», «Стилистические синонимы в речи медика», «Медицинская риторика в практической и научной деятельности врача», «Коммуникативная компетентность врача», «Речевые стратегии и тактики в профессиональном общении врача». Целевая аудитория курса – иностранные студенты, обучающиеся в медицинском вузе России на русском языке как иностранном (РКИ). Обучение основным моделям ведения беседы с пациентом в рамках учебной дисциплины «Диалог врача с больным» осуществляется в течение всего периода обучения иностранцев на кафедре русского и латинского языков Саратовского ГМУ им. В. И. Ра зумовского по учебнометодическим пособиям, разработанным и апробированным в ходе деятельности. Предлагается дополнить его материалами произведений писателей, героями которых являются врачи, что будет способствовать формированию данного аспекта деонтологической грамотности студентов-медиков в процессе изучения РКИ. Выделение на I курсе новой дисциплины «Введение в деонтологию (лингвистический аспект)» позволит обучающимся познакомиться с речевыми стратегиями и тактиками в профессиональном общении врача, отработать их в письменной и устной формах, подготовиться к изучению деонтологии на старших курсах на теоретических и клинических кафедрах.

Литература

1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М. : Сов. энцикл., 1983. 840 c.

2. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / науч.-ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов ; гл. ред. Б. В. Петровский. М. : Мысль, 2010. Т. 1. 741 с.

3. Энциклопедический словарь медицинских терминов : в 3 т. / под общ. ред. Б. В. Петровского. М. : Сов. энцикл., 1983. Т 2. 448 с.

4. Орлова Е. В. Формирование риторической компетенции у студентов медицинского вуза с учетом новых образовательных стандартов // Лингвориторическая парадигма : теоретические и прикладные аспекты. 2017. № 22-1. С. 121–123.

5. Майборода С. В. Лингвистические индикаторы авторитарной и коллегиальной модели профессиональной коммуникации (На материале записей диалогов врача и пациента) // Русский язык в поликультурном мире. Симферополь : ООО «Типография «Ариал», 2017. Т. 2. С. 70–76.

6. Социальная психология личности : учеб. пособие / сост. В. А. Урываев. Ярославль : ЯГМА (Ярославль : АверсПлюс), 2006. 115 с. 

7. Вересаев В. В. Собр. соч. : в 5 т. М. : Правда, 1961. Т. I. С. 255–261.

8. Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч. : в 11 т. Т. IV : Доктор Живаго. М. : СЛОВО/SLOVO, 2004. 760 с.

9. Павлова Н. И. Речевые жанры в коммуникации «врач – пациент» в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Жанры речи. 2019. № 2 (22). С. 134–142.

10. Чехов А. П. Собр. соч. : в 12 т. М. : ГИХЛ, 1962. Т. 7. 551 с.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate