этика

Два поучения в Лазареву субботу: нравственное измерение дружбы по святителям Иустину (Полянскому) и Иннокентию Херсонскому

Введение. Статья посвящена понятию дружбы в христианской этике. Рассматривается представление о дружбе в словах святителей Иустина (Полянского) и Иннокентия Херсонского в Лазареву субботу с целью выявления его нравственного аспекта, который до сих пор не изучен отечественными учеными. Теоретический анализ. Исследование, проведенное автором, позволяет сделать следующие выводы.

Здоровый образ жизни: философское измерение

Введение. В статье рассматривается проблематика «здорового образа жизни» как многомерного явления, требующего комплексности в исследовании; обосновывается необходимость преодоления ограниченности частно-научной методологии. Философское осмысление проблемы здоровья и феномена здорового образа жизни проведено в современном контексте развития знания. Теоретический анализ.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ТЕАТРА КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье анализируется специфика изучения организационной культуры театра посредством социально-психологических методов исследования; аргументируются преимущества применения ордерного подхода в изучении театральной организации. В качестве методологической основы ордерного подхода рассматриваются работы А. Швейцера и П. Козловски. Ордерный подход основывается на выявлении неразрывных связей между экономикой и этикой и опирается на следующие постулаты: этическая обусловленность экономики; экономическая обусловленность этики; теория совмещения этического и экономического блага.

ФИЛОСОФИЯ ОТТО ФРИДРИХА БОЛЬНОВА: СОЦИАЛЬНОЕ, ЭТИЧЕСКОЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ

Статья посвящена анализу этических и экзистенциальных оснований социального бытия человека на примере философии Отто Фридриха Больнова. Являясь по своей сути позитивным экзистенциализмом, эта философия направлена на позитивное восприятие общества и истории в их человеческом измерении. Основное понятие философии Больнова – «человечность». Речь идет о преодолении чувства опасности, страха и беззащитности в рискогенных условиях современной цивилизации и о создании «новой защищенности», которая раскрывается через понятия «родина», «надежда», «благодарность», «праздник».

СООТНОШЕНИЕ ТЕЛА И ДУХА – КЛЮЧ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Das Verhältnis von Körper und Geist – ein Schlüssel für die Bestimmung der menschlichen Identität) (Окончание. Начало в № 2 за 2013 г.)

В статье дается анализ в настоящее время доминирующего одностороннего определения личности через самосознание; тело имеет значение только благодаря его биологическим функциям. В контексте неокантианской философии Эрнста Кассирера проводится параллель между телом и душой, которая определяется как символическое отношение. Посредством тела чувства и намерения могут восприниматься и пониматься, в том числе, исходящие и от Других. Символическое выражение есть условие возможности интерсубъективности, которая включает в себя действия, намерения и чувства.

СООТНОШЕНИЕ ТЕЛА И ДУХА – КЛЮЧ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Das Verhältnis von Körper und Geist – ein Schlüssel für die Bestimmung der menschlichen Identität)

В статье дается анализ доминирующего в настоящее время одностороннего определения личности через самосознание; тело имеет значение только через его биологические функции. В контексте неокантианской философии Э. Кассирера проводится параллель между телом и душой, которая определяется как символическое отношение. Посредством тела чувства и намерения могут восприниматься и пониматься, в том числе, исходящие и от Других. Символическое выражение есть условие возможности интерсубъективности, которая включает в себя действия, намерения и чувства.

ЯЗЫК, ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ, РЕФЛЕКСИЯ: ОСОБЕННОСТИ «ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ» К.-О. АПЕЛЯ

В статье раскрываются особенности «лингвистической парадигмы» К.-О. Апеля, предпринявшего критическую реконструкцию историко-гуманистической традиции в немецкой философии языка и герменевтике. Оригинальную концепцию философ создает посредством трансформации трансцендентальной философии Канта, поиска ответа на вопрос о создании условий возможной разумной аргументации в современном обществе на основе языка, коммуникации и этики солидарной ответственности.

Из истории нигилизма в России: «Вехи» и Франк

В настоящей статье предпринята попытка осмыслить влияние идеологии нигилизма на общественное состояние России после поражения революции 1905 г. В сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., ведущие русские философы (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк) высказались о роли русской интеллигенции в этой революции. Выход сборника вызвал яростную полемику в обществе. Мы остановились на статье С. Л. Франка «Этика нигилизма», которая была посвящена феномену русского нигилизма.

Пропедевтический курс деонтологии в преподавании русского языка как иностранного в медицинском вузе: перспективы разработки

В статье предлагается идея, методические и дидактические материалы для разработки и введения двухсеместрового курса пропедевтической дисциплины «Введение в деонтологию (лингвистический аспект)», включающей в себя разделы, связанные с культурой речи, риторикой и реализующейся в следующих основных темах: «Деловой этикет врача», «Культура научнопрофессиональной речи», «Качества хорошей речи», «Стилистические синонимы в речи медика», «Медицинская риторика в практической и научной деятельности врача», «Коммуникативная компетентность врача», «Речевые стратегии и тактики в профессиональном общении

Цивилизационный подход: историко-философский анализ проблемы методологического ресурса

Статья посвящена анализу методологического ресурса цивилизационного подхода на современной фазе исторического процесса. Исходя из категориальной разработки понятия «цивилизация», автор выделяет две группы его социально-культурных характеристик: уникальные и универсальные. Первые отражают отличительные самобытные черты определенного исторического типа общества, исследуемого в социальном и культурном аспектах. Вторые представляют общие институциональные признаки цивилизационной формы общественной организации.

Страницы