Образец для цитирования:

Атяскина А. Н. Безумие в дискурсе «Другой» в современной философии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 358-362. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-358-362


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
130.122
Язык публикации: 
русский

Безумие в дискурсе «Другой» в современной философии

Введение. Статья посвящена разработке темы безумия в дискурсе «Другой» в эстетических и философских концепциях, использующих культурную модель безумия. Безумие рассматривается в качестве метаисторической категории культуры, исключенного языка в западноевропейской культуре, существующего вопреки языковому кодексу. Теоретический анализ. Для определения статуса безумия в современной философии автор обращается к исследованию феномена безумия в контексте дискурса «Другой». Показано, что исключение безумия из контекста философских исследований происходило на основаниях различных маркеров, меняющихся из эпохи в эпоху: ложь, заблуждение, бессмыслица, шутовство и, наконец, дисфункция разума, завершенная реформой Пинеля. Определение безумия как запрещенного языка основывается на двух тезисах: 1) в основе психических заболеваний лежат биологические, а не социально-психологические проблемы; 2) безумие и психическое заболевание – это не две различные конфигурации, а только лишь органические повреждения, подлежащие фармакологической нейтрализации со строгим определением отклонений поведения, исключающие субъективные и нетелесные страдания. Заключение. Актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью темы безумия в дискурсе «иного» в современныхэстетических и философских концепциях, построенных на культурной модели безумия. Двойственность предмета психиатрии, касающегося человека как личности, подразумевает, что при исследованиях необходимо учитывать и этусоставляющую, помимо исключительно естественно-научной сферы изучения.

Литература
  1. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.
  2. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. М. : Прогресс, 1991. 480 с.
  3. Гуссерль Э. Картезианские медитации // Гуссерль Э. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Издательский дом «Территория будущего», 2005. Т. 4. 464 с.
  4. Зиновьева А. А. Проблема Другого в философии Ж.-П. Сартра // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 28–37.
  5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М. : АСТ, 2015. 928 с.
  6. Громова Е. И. «Другой» и концептуализация психической болезни // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2016. № 6. С. 33–47.
  7. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М. : Гнозис, 1995. 222 с.
  8. Жижек С. Метастазы удовольствия. Шесть очерков о женщинах и причинности. М. : АСТ, 2016. 320 с.
  9. Лакан Ж. Психоз и Другой // Метафизические исследования. Вып. 14 : Статус иного. СПб. : Алетейя, 2000. С. 201–217.
  10. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия : Избранные работы. М. : Издательский дом «Территория будущего», 2007. 375 с.
  11. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 1. С. 25–55.
  12. Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб. : Амфора, 1999. С. 282–302.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ