Образец для цитирования:
Шарко М. И. Диагностика личностных результатов освоения дисциплины «Профессиональная этика»: к постановке проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 223-228. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-223-228
Диагностика личностных результатов освоения дисциплины «Профессиональная этика»: к постановке проблемы
В статье рассматриваются возможность и необходимость диагностики личностных результатов обучения профессиональной этике на уровне высшего образования. Выявляются особенности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, определяющие профессионально значимые качества, которые непосредственно связаны с этическими нормами. Отмечается роль профессиональной этики как фактора, способного минимизировать неблагоприятные обстоятельства службы, предупредить профессиональную деформацию, деградацию личности. Отмечается специфика измерения личностных результатов обучения, приводится характеристика диагностических материалов и данных поискового эксперимента. Обосновывается возможность использования задания, связанного ссозданием развернутого обоснованного ответа на вопрос для качественной диагностики личностных результатов обучения. Анализ работ показал, что у курсантов (обучающихся по очной форме обучения) и слушателей (обучающихся по заочной форме обучения сотрудников исправительных учреждений) выражено личностное отношение к основным категориям профессиональной этики. Отличия заключаются в ранжировании приведенных функций этики в служебной деятельности и характере аргументации выдвинутых тезисов. Эти отличия могут быть обусловлены разницей в жизненном и профессиональном опыте. Данные поискового эксперимента целесообразно учесть при подготовке материалов констатирующего среза, организации учебной деятельности по дисциплине.
- Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития : реконструкция взглядов Л. С. Выготского // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98–112.
- Куркина И. Н., Евсеева О. В. Особенности профессиональной этики сотрудников уголовно-исполнительной системы // Субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вузов : взаимодействие, саморазвитие, сотрудничество : сборник материалов по итогам IV межвузовских учебно-методических сборов профессорско-преподавательского и начальствующего состава образовательных организаций ФСИН России (Рязань, 27–28 октября 2016 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2016. С. 108–113.
- Шматова Е. С., Золотарева Л. И. Значение кодексов этики для представителей юридических профессий // Российское право : образование, практика, наука. 2018. № 5 (107). С. 45–54.
- Захарова Е. Ю. Искусство быть человеком : необходимость антропологических практик // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 359–363. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-4-359-363
- Перевозный А. В. Ответственность как качество личности : сущность, формирование, значение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 101–105. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-101-105
- Фурманов И. А. Аттитюды студентов в отношении насилия // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 4 (101). С. 622–640.
- Шейпак С. А. Языковая личность и дискурсивный этос // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-3 (45). С. 204–210.
- Павлова Е. В., Аксенова А. В. К вопросу о профессиональной этике сотрудников и федеральных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 3 (35). С. 60–62.