Образец для цитирования:
Карташов А. А. Динамика представлений о процессе секуляризации в социально-философском дискурсе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 248-252. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-248-252
Динамика представлений о процессе секуляризации в социально-философском дискурсе
Введение. В статье анализируется процесс секуляризации западно-европейского общества как источника мирового секуляризма сточки зрения российского современного философа Григория Борисовича Гутнера и канадского философа, историка культуры Чарльза Маргрейва Тейлора. Теоретический анализ. Целью данной статьи, в первую очередь, является не только анализ секуляризма как такового, но и попытка разобраться в путях выхода из системы его координат, загнавшей себя в собственную ловушку. Труды ученых помогают нам осмыслить причины зарождения этой идеологической концепции, подробно разобраться в пресекулярном периоде, дать оценку современному этапу общественного сознания. Что способствовало кардинальной смене доминанты в соотношении значимости светского и духовного? Как случилось, что многовековая чаша весов, на которой незыблемо лежал фундаментальный постулат идеи Божественного замысла, вдруг уступила рационализму научного познания и опытного исследования? Почему отделение науки от теологии в итоге дезинтегрировало все сферы жизни, трансформировав ее из параллельной области в область богоотрицания и богоборчества? Каковы перспективы развития внутреннего человека, формирования его душевных и духовно-нравственных качеств на фоне стремительного развития технического прогресса? Заключение. Дана оценка сегодняшнего времени относительно секулярных и постсекулярных процессов, основанная на исследованиях Г. Б. Гутнера и Ч. Тейлора, их подробном разборе поворотных этапов человеческой цивилизации.
- Гутнер Г. Б.Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского института. 2015. Вып. 16. С. 63–82.
- Хабермас Ю., Ратцингер Й. Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 112 с.
- Гутнер Г. Б. Опыт секулярной метафизики. Часть I : Декарт // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского института. 2014. Вып. 10. С. 11–34.
- Гутнер Г. Б. Идеальное конструирование и генезис математического естествознания // Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского института. 2013. Вып. 7. С. 51–73.
- Гоббс Т. Левиафан ; О человеке (психология) ; О государстве. СПб. : П. П. Сойкин, ценз., 1902. 57 с.
- Бейль П. Разные мысли, изложенные в письме к докторуСорбонны, по случаю появления кометыв декабре 1680 г. // Исторический и критический словарь : в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1968. С. 107–264.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология : Введение в феноменологическую философию. СПб. : Владимир Даль, 2004. 400 с.
- Тейлор Ч. Секулярный век / науч. ред. А. Бодров. М. : ББИ, 2017. 967 с.
- Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния / пер. В. С. Розницы. Харьков : Тип. М. Зильберберг и с-вья, 1912. 72 с.
- Троицкий К. Этические идеи Макса Вебера. М. : Институт философии Российской академии наук, 2016. 129 с.
- Шпенглер О. Закат Европы / пер. Н. Ф. Гарелина. Новосибирск : ВО «Наука», 1993. 298 с.