Образец для цитирования:
Балакирева Е. И., Большакова А. С. Формирование готовности аспирантов к педагогической деятельности в классическом университете в рамках изучения курса «Педагогика высшей школы» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 458-463. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-4-458-463
Формирование готовности аспирантов к педагогической деятельности в классическом университете в рамках изучения курса «Педагогика высшей школы»
Во введении констатируется, что формирование готовности аспирантов к педагогической деятельности основывается на методологии постнеклассической науки, что позволяет использовать качественные методы исследования, направленные на интерпретацию мнений, позиций, ценностей акторов в качестве полноправных «данных» и определяется пониманием специфики педагогической деятельности и ключевых тенденций развития высшего образования. Теоретический анализ посвящен осмыслению назначения и сути педагогической деятельности преподавателя с помощью целостного подхода, анализируются ценностный и теоретико-технологические компоненты мастерства. Отмечается, что педагогическую деятельность целесообразно рассматривать как деятельность по решению определенных педагогических задач. Эмпирический анализ строится на описании результатов исследования опыта решения учебных педагогических задач аспирантами Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского при изучении курса «Педагогика высшей школы». Представлены результаты учебных заданий, выполненных аспирантами в процессе обучения. Заключение. Большую психологическую готовность к осуществлению педагогической деятельности в университете проявили аспиранты, работающие ассистентами и преподавателями. У другой значительной части аспирантов, с одной стороны, практически отсутствует опыт преподавательской деятельности и в связи с этим – наличие экспектаций о педагогической практике, с другой стороны, результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что именно эта категория заинтересована в работе в условиях изменений в цифровой среде и в освоении новых образовательных технологий.
- Новиков С. В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13, № 9. С. 3589–3604. https://doi.org/10.18334/epp.13.9.118723
- Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. № 8–9. С. 9–19. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19
- Бордовский Г. А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 2–8. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.02
- Кузьмина Н. В. Предмет Акмеологии. СПб. : Политехника, 2002. 189 с.
- Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластёнина. М. : Академия, 2004. 368 с.
- Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура / отв. ред. Л. П. Киященко и В. С. Степин. СПб. : Издательский дом «Мiръ», 2009. С. 249–295.
- Рабочая книга андрагога : учебное пособие / под ред. С. Г. Вершловского. СПб. : Общество «Знание», 1991. 196 с.
- Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л. : Издательство Ленинградского государственного университета, 1974. 112 с.
- Новости образования и науки // Alma mater. Вестник высшей школы. 2022. № 6. С. 3–10.
- Новости образования и науки // Alma mater. Вестник высшей школы. 2022. № 7. С. 3–11.
- Максименко А. А., Дейнека О. С., Духанина Л. Н., Крылова Д. В. Проблемы нормирования этической культуры преподавателей российских университетов // Высшее образование в России. 2022. № 2. С. 9–27. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-9-27