Образец для цитирования:
Савельева Н. Х. Генезис проблемы формирования цифровой межкультурной компетентности в период с 1970-х до начала 2000-х гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 95-99. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-95-99
Генезис проблемы формирования цифровой межкультурной компетентности в период с 1970-х до начала 2000-х гг.
Анализ трудов по проблемам педагогики профессионального образования позволил выделить кризисные точки в ее развитии, связанные, прежде всего, с несоответствием содержания образовательных результатов требованиям работодателей и приоритетам государственной политики в области цифровизации и инноваций. Формирование ключевых компетенций работников стало одним из приоритетных условий создания и эффективного функционирования инновационной экономики Российского государства. Активное и повсеместное внедрение современных наукоемких технологий обусловливает повышение требований государства и общества к квалификации выпускников вузов, уровню их межкультурной компетентности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Эти факторы объясняют пристальное внимание ученых и специалистов разных отраслей знания к проблемам межкультурной подготовки будущих специалистов в условиях глобализации. Предложена периодизация развития проблемы формирования цифровой межкультурной компетентности; выявлены характерные тенденции на втором этапе ее развития; определены социокультурные, исторические, научно-теоретические предпосылки ее становления и развития. Этимологическая сложность и разноплановость проблемы исследования обусловила выделение исторических тенденций по нескольким направлениям, а именно: становление информационного общества, компетентностного характера системы высшего образования, проблемы формирования межкультурной компетентности.
- Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=240699#3FIGRxSiyZ7HUo4n (дата обращения: 18.02.21).
- О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы: постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. URL: http://ivo.garant.ru/#document/179112/paragraph/4:0 (дата обращения: 18.02.21).
- Auernheimer G. Einführung in die Interkulturelle Pädagogik. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft 2., überarbeitete und ergänzte Aufl age. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1995. 268 S.
- Göhlich M. et al. Transkulturalität und Pädagogik. Interdisziplinäre Annäherungen an ein kulturwissenschaftliches Konzept und seine pädagogische Relevanz. Weinheim ; München : Juventa, 2006. 196 S.
- Göhlich M., Liebau E., Leonhard Hans-Walter, Zirfas J. Transkulturalität und Pädagogik // M. Göhlich, ed. Trans-kulturalität und Pädagogik. Interdisziplinäre Annäherungen an ein kulturwissenschaftliches Konzept und seine pädagogische Relevanz. Weinheim ; München : Juventa, 2006. S. 7–29.
- Datta A. Hrsg. Transkulturalität und Identität. Bildungsprozesse zwischen Exklusion und Inklusion. Frankfurt am Main: Verlag für Interkulturelle Kommunikation, 2005. 226 S.
- Gippert W., Götte P., Kleinau E. Transkulturalität. Gender- und bildungstheoretische Perspektiven. Bielefeld : Transcript, 2008. 301 S.
- Schöfthaler T. Multikulturelle und transkulturelle Erziehung – zwei Wege zu kosmopolitischen kulturellen Identitäten // International Review of Education. 1984. № 3. S. 11–24.
- Hymes D. On Communicative Competence // Pride J. B., Holmes J., eds. Sociolinguistics. Harmondsworth : Penguin, 1972. P. 269–293.
- Леонтович О. А. Россия и США : Введение в межкультурную коммуникацию : учебное пособие. Волгоград : Перемена, 2003. 399 с.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / 8-е изд., испр. и доп. М. : Академия, 2015. 363 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.