Образец для цитирования:
Рягузова Е. В., Чинчевич Е. В. Психологические стратегии и типы финансового поведения студентов разных российских университетов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 70-78. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-70-78
Психологические стратегии и типы финансового поведения студентов разных российских университетов
В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого выступает сравнительный анализ стратегий финансового поведения и экономических притязаний российских студентов (N = 80, возраст – 19–20 лет), обучающихся в столичном и региональном университетах (г. Москва и г. Саратов). В качестве методов исследования использовались опрос и тестирование (опросник субъективного экономического благополучия В. А. Хащенко; тест диспозиционного оптимизма в модификации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина; опросник самоорганизации деятельности в адаптации Е. Ю. Мандриковой; портретный опросник Ш. Шварца).В двух группах студентов обнаружены как сходства (детерминанты финансового поведения, экономно-осторожная стратегия управления бюджетом, избегание финансового риска, небольшие сберегательные практики, финансовый инфантилизм, отсутствие финансовой осведомленности, привлекательность некоторых форм инвестирования, выраженность оптимизма, схожесть профилей ценностных ориентаций), так и различия (структурирование личного бюджета, экономические притязания и мечта, готовность идти на финансовый риск). Утверждается, что выявленные сходства детерминируются принадлежностью респондентов к определенной социальной группе, тогда как различия обусловлены субкультурными особенностями территории обучения и проживания. На основании оценки субъективного экономического благополучия и жизненных перспектив, конфигурации ценностных ориентаций, специфики стратегического целеполагания предложена типология финансового поведения студентов, обучающихся в разных университетах. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в возможности использования результатов в разработке программ социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения и проживания; образовательных программ, направленных на ликвидацию экономической безграмотности студентов; программ психологического сопровождения и консультирования студентов.
- Хащенко В. А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение : построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4, № 1. С. 106–127.
- Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика, 2010. № 2. С. 36–64.
- Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.
- Schwartz S. H., Bardi A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology. 2001. № 32. P. 268–290.
- Агирбова Д. М. Психологические аспекты представлений студентов о способах получения доходов // Мир науки. Психология и педагогика. 2018. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN218.pdf (дата обращения: 28.10.2021).
- Гоголева Е. Н., Маркина Н. Л. Социально-экономическое положение студентов (по результатам социологического мониторинга) // Известия Тульского государственного университета. 2019. № 1. С. 70–77.
- Матюшина Ю. Б., Петров Д. С., Петрова В. Д. Доходы в бюджете современного российского студента // Социология. 2020. № 1. С. 173–185.
- Соколова М. В., Петросян Д. И., Голубкина Т. М. Экономические представления и экономическое поведение студенчества в сфере персонального бюджетирования (на примере студентов города Владимира) // Социодинамика. 2020. № 4. URL: https://nbpublish.com'library_read_article.php?id=32681 (дата обращения: 28.10.2021).
- Лукьянова Н. Ю., Зонин Н. А., Щепкова И. В., Тищук М. О. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2020. № 1. С. 107–118.
- Artavanis N., Karra S. Financial literacy and student debt // The European Journal of Finance. 2020. Vol. 26, iss. 4–5. https://doi.org/10.1080/1351847X.2019.1711435152
- Смирнова Н. П., Шабашова Е. В. Взаимосвязь представлений об иерархии благосостояния и уровня дохода человека // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. Ч. 2. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2012. С. 385–387.
- Скрипкарь М. В. Место мечты в процессе становления копинга молодежи // Перспективы науки и образования. 2013. № 4. С. 133–136.
- Рягузова Е. В., Чинчевич Е. В. Ценностные профили современных студентов и преподавателей : согласованность или разрыв? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 315–321. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-315-321
- Ардельянова Я. А., Саидов Б. Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4. С. 1–5.
- Микляева А. В. Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Социально-психологический подход к проблеме инфантилизации личности в условиях современной социальной действительности. Дюссельдорф : LAP LAMBERT, 2018. 224 с.
- Ниворожкина Л. И., Синявская Т. Г., Новиков Д. С. Статистическая оценка подверженности студенческой молодежи финансовым рискам // Финансовые исследования. 2014. № 4 (45). С. 215–221.
- Шлыкова Е. В. Социальное настроение молодежи в условиях повседневных рисков мегаполиса // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 395–418.
- Чупров В. И. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи в культурном пространстве : концепция социокультурного механизма // Гуманитарий Юга России. 2018. № 4. С.13–25.
- Шлыкова Е. В. Ресурсы успешной адаптации к условиям экономического кризиса и факторы развития адаптационного потенциала молодежи Москвы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19, № 3. С. 443–457.