Образец для цитирования:
Лукьяненко К. А. РИСКОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГИПЕРРЕЛИГИОЗНОСТИ (на примере повести А. П. Чехова «Убийство») // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 32-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-1-32-39
РИСКОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГИПЕРРЕЛИГИОЗНОСТИ (на примере повести А. П. Чехова «Убийство»)
Научное сообщество в вопросе возрождения религиозной веры
в современной России много внимания уделяет поиску эффек-
тивных способов защиты от различного рода деструктивных
культов, сект. Однако по-прежнему мало внимания уделяется
развитию здорового религиозного опыта внутри традиционных
религий, в частности православия. Одной из таких реальных
проблем является гиперрелигиозность. Термин «гиперрелиги-
озность» был рожден в лоне психиатрии как неофициальный
диагноз, которым врачи клеймили почти каждого верующего,
проходящего лечение в клинике. Однако исследования гиперре-
лигиозности выходят далеко за рамки психиатрической практи-
ки, это – сфера феноменологии религиозного опыта, той обла-
сти, где психиатрические знания утрачивают свою компетенцию.
Православной традиции давно известна данная проблематика,
ее феноменологические истоки она усматривает в намеренных
или ненамеренных уклонениях верующего человека от много-
векового духовно-аскетического опыта как верного религиозного
метода восхождения человека к святости. Одной из основных
причин является, прежде всего, самовольная интенсификация
религиозной жизни. Повесть А. Чехова «Убийство» помогает уви-
деть изнанку духовной жизни, проследить динамику возникнове-
ния гиперрелигиозности и ее рискогенного потенциала.
1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Ново-
го завета. Киев, 2009. 1536 с.
2. Мень А. Библиологический словарь : в 3 т. М., 2002.
URL: http://www.alexandrmen.ru/books/dict/16-r.pdf
(дата обращения: 27.08.2016).
3. Булгаков С. Н. Чехов как мыслитель. М., 1910. 47 с.
URL: http://books.e-heritage.ru/book/10072121 (дата
обращения: 27.08.2016).
4. Шмеман А. Только Чехов не проглядел русского свя-
щенника. URL: http://www.pravmir.ru/protopresviter-aleksandr-shmeman-tolko-chehov-ne-p...
ogo-svyashhennika/ (дата обращения: 27.08.2016).
5. Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной
жизни. URL: http://pravbeseda.ru/library/index.
php?page=book&id=242 (дата обращения: 27.08.2016).
6. Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 2 мая 1897 г.,
Мелихово // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем : в
30 т. М., 1978. Т. 6. С. 349–350.
7. Лукьяненко К. А. Соціальні норма і патологія гі-
перрелігійності: підступи до теми // Філософські
дослідження : зб. наук. праць Східноукраїнського
національного університету ім. Володимира Даля.
Луганськ, 2011. Вип. № 14. С. 291–300.
8. Лукьяненко К. А. Факторы возникновения гиперре-
лигиозности гибридной топики прелести // Гілея:
наук. вісн. : зб. наук. пр. Київ, 2013. Вип. 71 (№ 4).
С. 646–652.
9. Чехов А. П. Убийство : рассказы. М., 2012. 192 с.
10. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта : в 2 т. М.,
1993. Т. 1. 448 с.
11. Брянчанинов И. Избранные творения : в 2 т. М., 2014.
Т. II. 537 с.
12. Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…»
(о религиозно-философских традициях в творчестве
А. П.Чехова). Иркутск, 1997. 224 с.
13. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий : их статика,
динамика, систематика. URL: http://drlev.ru/book/
gannushkin.pdf (дата обращения: 27.08.2016).
14. Брянчанинов И. Собр. соч. : в 7 т. М., 2011. Т. 1.
672 с.
15. Брянчанинов И. Избр. творения : в 2 т. М., 2014. Т. I.
604 с.
16. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Ни-
кодима Святогорца. 4-е изд. М. ; СПб. 2000. URL:
http://www.wco.ru/biblio/books/bran1/Main.htm (дата
обращения: 28.08.2016).
17. Ганнушкин П. Б. Избр. тр. Сладострастие, жестокость
и религия / под ред. О. В. Кербикова. Ростов н/Д, 1998.
С. 269–290.
18. Мельников-Печерский П. И. (Андрей Печерский).
Собр. соч. : в 8 т. М., 1976. Т. 7. 431 с.
19. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной
жизни. СПб., 2009. 288 с.
20. Измайлов А. А. Вера или неверие. URL: http://az.lib.
ru/i/izmajlow_a_a/text_0040.shtml (дата обращения:
18.08.2016).
21. Вышеславцев Б. Религиозно-аскетическое значе-
ние невроза // Путь. 1925. № 5. C. 128–130. URL:
http://www.odinblago.ru/path/5/15/ (дата обращения:
21.08.2016).
Образец для цитирования:
Лукьяненко К. А. Рискогенный потенциал гиперрелигиозности (на примере повести А. П. Чехова «Убий-
ство») // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 32–39. DOI:
10.18500/1819-7671-2017-17-1-32-39.
Generator XML for DOAJ
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate