Образец для цитирования:
Гаспарян Д. Э. Рождение и смерть субъекта в философии А. Кожева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 240-246. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-240-246
Рождение и смерть субъекта в философии А. Кожева
В статье показано, каким образом, сохраняя основу философского подхода Гегеля, Кожев многократно усиливает роль антропологического фактора в бытии, приписывая попутно эту интенцию и самому Гегелю. Поскольку Кожев определяет человека как изолированную сущность, но конституирующим образом интегрированную в реальность, единственным ответственным за диалектическое, т.е. историческое измерение в бытии становится человечество. Напротив, Гегель приписывает логику историчности и диалектического развития всему тождеству, в том числе природе в целом. Кожев настаивает на разделении сфер влияния, утверждая, что тождество действительно является диалектичным, но только потому, что его таким «делает» субъект – человекоразмерная часть тождества или антропологическая ипостась Абсолюта. Предпринята попытка детальнее рассмотреть логику данного проекта и вытекающие из него следствия.
1. Гегель Г. В. Ф. Феноменология Духа. СПб. : Наука, 1992. 495 c.
2. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб. : Наука, 2003. 792 с.
3. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Статьи. М. : Академический проект, 2008. 222 с.
4. Декомб В. Современная французская философия. М. : Весь Мир, 2000. 319 c.
5. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М. : Логос ; Прогресс-Традиция, 1998. 208 с.
Generator XML for DOAJ
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate