история

Нейроисторицизм как имитативная реальность: особенности формирования визуальных образов российских городов с помощью нейросетей

Введение. В медиареальности отсутствует рефлексия субъекта по поводу причин возникновения медийных объектов. Медиа предлагают свершившуюся историю. В ответ человек использует уникальное свойство своего сознания – способность строить непротиворечивую картину мира из разрозненных элементов, преодолевая дискретность технологий. Теоретический анализ. Нейросети пытаются превратить человека в пассивного потребителя уже скомпонованной картины мира.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТРАДИЦИИ В ЗЕРКАЛЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

В статье рассмотриваются онтологические основания традиции с позиции социальной философии; анализируются основные характеристики традиции, а также выделяются социально-философские подходы – институциональный, коммуникационный и структурнофункциональный, в рамках которых происходит концептуализация традиционалистской проблематики.

Конец истории: факторы и методологические параметры концептуализации идеи

В статье исследуется проблема построения концепций конца истории. Обращается внимание на антропогенный, социальный и исторический факторы возникновения и обострения интереса к теме конечности исторического процесса, отмечается проявление его в эсхатологических интенциях теологических постижений и философской рефлексии смыслов завершения пути человечества из прошлого в настоящее. Выявляется вариативная динамика в методологии философии истории, особенность которой на рубеже II–III тысячелетий просматривается в том, что доминирующими становятся цивилизационные проекты. В их параметрах Ф.

Рождение и смерть субъекта в философии А. Кожева

В статье показано, каким образом, сохраняя основу философского подхода Гегеля, Кожев многократно усиливает роль антропологического фактора в бытии, приписывая попутно эту интенцию и самому Гегелю. Поскольку Кожев определяет человека как изолированную сущность, но конституирующим образом интегрированную в реальность, единственным ответственным за диалектическое, т.е. историческое измерение в бытии становится человечество. Напротив, Гегель приписывает логику историчности и диалектического развития всему тождеству, в том числе природе в целом.

Geschick (посыл Бытия) как конституирующая черта мифического

Статья посвящена задаче выявления конституирующего признака мифического. Исследование не касается феномена рождения мифа, рассматривются только те особенности, которые позволили мифу пережить значительные изменения, деконструкции и уклонение, не утратив при этом основу своей сущности, где уклонение (der Entzug) – один из важнейших терминов философии Хайдеггера, обозначающий способность сущего являть себя непрямым, неестественным путем, навязывать себя представлению. Не покидая область внимания, самоуклоняющееся (das Sichentziehende) скрывается в себе самом.

Генеалогия гендера: социально-философские аспекты

Статья посвящена социально-философскому анализу пола и гендера сравнительно-историческим методом генеалогии в единстве биологического, социального и символического измерений. Анализируется возникновение, релевантность и история отношений «мужского» и «женского». Раскрывается сложность и многоаспектность проблемы возникновения гендера в социальной действительности. Она включает в себя историю и традицию, мифологию и метафизику. «Мужское» и «женское» понимаются как социально-онтологические конститутивные начала культурной картины мира.

Мировое общество риска в политической философии Ульриха Бека: логика и ирония

Статья посвящена анализу мирового общества риска в социальной философии Ульриха Бека. Являясь по своей сути политической, эта философия направлена на историческое восприятие общества риска и выявление его новых особенностей в современную эпоху. Рассматриваются новации, отличающие мировое общество риска от предшествующего ему общества риска модерна и постмодерна: различие риска и катастрофы, риска и культурно-вариативных суждений о риске. Из различия между риском и катастрофой следует необходимость в предохранительных действиях.

СТРУВЕ В ЭМИГРАЦИИ ОБ ИСТОРИИ И ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

Статья посвящена философии истории Петра Струве. Идеи русского мыслителя исследуются в контексте философии русского зарубежья. Анализируются проблемы философских оснований истории и исторической науки. Рассматриваются публицистические («Дневник политика» 1925−1935) и философские работы Струве в эмиграции.

ТРАВМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ И ПСИХОАНАЛИЗ

Исследуя проблемы памяти, учёные обращают внимание на так
называемые травмы (субъекта, личности, сознания, памяти). В
русле этого исследования представляется чрезвычайно любо-
пытным рассмотреть влияние психоанализа на «мемориальную»
проблематику.

Страницы