Образец для цитирования:

Сюсюкин В. А. Сетевое общество и институт образования: абрис социально-философской рефлексии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 287-292. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-287-292


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
101.1::316
Язык публикации: 
русский

Сетевое общество и институт образования: абрис социально-философской рефлексии

Введение. Проблематика статьи посвящена исследованию института образования в сетевом обществе с позиций социально-философского анализа. Теоретический анализ. Используя различные методологические подходы, было выяснено, что современный институт образования претерпевает серьезнейшие трансформации на институциональном, пространственном и функциональном уровнях. В условиях сетевой реальности раскрывается многомерный потенциал института образования, интегрирующего в себе социально-экономические, образовательные и воспитательные практики как актора, задающего положительную динамику развития государства по наиболее важным стратегическим направлениям. Определено центральное место образования как института, генерирующего и транслирующего знание, которое способно стать эпистемной базой для дальнейшего развития сетевого социума. Заключение. Формулируется вывод о гибридной природе института образования в сетевом обществе. С одной стороны, массовая цифровизация задала новуюморально-этическуюи технологическую систему координат, с другой – образование все также связано с классическим аудиторным обучением, живым человеческим общением, ценностными основаниями каждого его субъекта. Сложная дуальная природа института образования в сетевом социуме свидетельствует о противоречивых общественных процессах, исследуя которые, социальная философская наука способна вынести критическую оценку современному социальному бытию.

Литература
  1. Мокир Д. Дары Афины. Исторические истоки экономики знаний. М. : Издательство института Гайдара, 2013. 408 с.
  2. Марков Б. В. Высшее образование перед вызовом сетевого общества: философские сюжеты // Высшее образование в России. 2021. № 2. С. 100–111. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-100-111
  3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М. : Фонд экономической книги «НАЧАЛА», 1997. 180 с.
  4. Устьянцев В. Б. Топосы современного социума: рефлексия путей информатизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 403–407. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-4-403-407
  5. Парменова Н. В. Преодоление дистанции: эффективное обучение с использование технологий дистанционного образования // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 215–218. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-215-218
  6. Константинова Л. В. Современный университет – университет для общества // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16. С. 800–803.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ