Образец для цитирования:

Рягузова Е. В., Черняева Т. И. Смысловые коды современной профессии «Учитель»: инварианты и инновации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 203-210. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-203-210


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
316.62
Язык публикации: 
русский

Смысловые коды современной профессии «Учитель»: инварианты и инновации

В статье представлены результаты анализа смысловых кодов современной профессии «Учитель». Инвариантные смыслы педагогической деятельности реконструируются на основании пословиц и поговорок, которые в афористичной форме отражают и выражают коллективную мудрость, хранят и транслируют онтологические смыслы учительства, а также социальных представлений об учителе, репрезентированных обыденными убеждениями акторов о профессии «Учитель». Установлено, что смысловые коды учительства, хранящиеся в культуре и коллективной памяти социальных групп, свидетельствуют о референтности, значимости и авторитетности Учителя, однако анализ результатов исследований социальных представлений о профессии Учителя указывает на то, что она оценивается в формате низкой доходности, невысокой престижности и отсутствия значимых перспектив личностного роста. Утверждается, что выявленное рассогласование культурных кодов и социальных смыслов профессии «Учитель» обусловлено многими факторами, в том числе масштабом и частотой социальных изменений, предполагающих появление новых инновационных функций, реализуемых учителем в современном мире, расширение его профессиональных компетенций и включение в рамки преподавательской деятельности медиативных процессов и процессов управления конфликтами. Прикладной аспект проведенного аналитического исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке социально-психологических тренингов, психолого-педагогических программ сопровождения субъектов образовательного процесса, образовательных программ и профессиональных стандартов.

Литература
  1. Леонидова Г. В. Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования // Проблемы развития территории. 2017. № 6 (92). С. 7–26.
  2. Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования // Журнал институциональных исследований. 2017. Т. 9, № 2. С. 137–153. https://doi.org/10.17835/2076-6297.2017.9.2.137-153.  EDN: YUONMB  
  3. Баранова В. В., Маслинский К. А. Идентичность учителей: выбор профессии и адаптация к школе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 20 (2). С. 104–118.
  4. Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13, № 3 (44). С. 309–320. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2019-13-3-309-320
  5. Чухров А. С. Специфика социальной успешности работников сферы образования // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 392–393. EDN: YKWLOU
  6. Воробьева И.В. Престиж профессии учителя // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. № 4 (126). С. 247–254.
  7. Петропавловская А. В. Профессиональная деятельность преподавателя вуза в современных условиях // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2016. № 2 (18). С. 68–71. EDN: YJXLVL
  8. Ефимова Г. З. Учителя-мужчины и учителя-женщины: общее и различное в социологических портретах // Вестник евразийской науки. 2015. Т. 7, № 5 (30). С. 190. https://doi.org/10.15862/137PVN515.  EDN: VJKRSJ
  9. Бочарова Е. Е. Удовлетворенность профессиональной деятельностью учителей сельских и городских школ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 253–260. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-3-253-260
  10. Коршунова О. В. Праксеологические аспекты профессиональной деятельности педагогов сельской школы // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 62–74.
  11. Михеева Т. Б. Аксиологический подход к анализу процесса самосовершенствования учителя как способа реализации его педагогической культуры // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 6. С. 37–43. (Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения). https://doi.org/10.21209/2308-8796-2016-11-6-37-43
  12. Леонидова Г. В., Головчин М. А. Национальный проект «Образование» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала // Проблемы развития территории. 2019. № 4 (102). С. 7–25.
  13. Никифоров Г. С., Водопьянова Н. Е., Березовская Р. А., Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального здоровья преподавателей высшей школы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 4. С. 42–54.
  14. Духновский С. В., Овчарова Р. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Курган : Курганский государственный университет, 2012. 296 с.
  15. Moscovici S. Social Representations and Pragmatic Communication // Social Sciences Information. 1994. Vol. 33, iss. 2. P. 163–177. URL: https://doi.org/10.1177/053901894033002002 (дата обращения: 14.12.2022).
  16. Профессия учитель: положение педагогов на рынке труда. URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/professiya-uchitelpolozhenie-pedagogov-na-rynke-truda (дата обращения: 09.02.2023).
  17. Рягузова Е. В. Я – Другой: межличностное доверие и отвержение. М. : Перо, 2023. 161 с.
  18. Dolton P., Marcenaro O., De Vries R., She Po-Wen GLOBAL TEACHER STATUS INDEX. 2018. URL: https://www.varkeyfoundation.org/what-we-do/research/global-teacher-status-index-2018 (дата обращения: 31.01.2023).
  19. Дишкова М. С. Социальный педагог как медиатор // Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга : Издательство Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, 2016. С. 106–119. EDN: WXXNNP
  20. Бостанджиева Т. М. О роли современного учителя как медиатора образовательного процесса и общественно-государственной жизни // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2018. С. 96–102. EDN: XNUZWX
  21. Глебова С. В. Учитель как медиатор // В зеркале права. 2021. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. СеменоваТян-Шанского, 2021. С. 75–77. EDN: EZJOZJ
  22. Ланкина О. Ю. Медиация в системе оценивания устного высказывания в форме дискуссии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. Вып. 2. С. 174–178.
  23. Щербатых А. А. Медиационная и межкультурная компетенция учителей и учащихся средней школы // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 3 (43). С. 101–112. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-3-101-112. EDN: KEWLTF
  24. Council of Europe. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. Cambridge, 2001. 278 p.
  25. Черняева Т. И., Герасимова Е. Ю. Медиативные компетенции: идентификация и развитие // Третейский суд. 2015. № 2/3 (98/99). С. 161–170. EDN: TXUZTX
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ