Образец для цитирования:

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ СОСЕДСТВА

Приведены  результаты  рефлексивного  анализа  пословиц  и 
поговорок  о  соседях  и  соседстве,  которые  репрезентируют 
коллективную  мудрость,  хранят  и  передают  онтологические 
смыслы больших социальных групп. Реконструированы социо-
культурные коды и смысловые контексты социальной практики 
соседства:  контекст  дифференциации,  подчеркивающий  про-
странственную автономность; контекст взаимности, акцентиру-
ющий внимание на интерактивности и взаимообусловленности 
соседских взаимодействий; контекст значимости, обусловлен-
ный  включенностью  социальной  роли  «сосед»  в  ближайшее 
окружение личности; контекст доброжелательности, предпола-
гающий  вежливо-нейтральные,  позитивные,  дружелюбные  от-
ношения между соседями; контекст вынужденности, связанный 
с  отсутствием  возможности  личного  выбора  и  субъективного 
контроля  над  исходной  ситуацией;  контекст  сопоставления, 
отражающий  результат  социального  сравнения  личности  с 
Другими. Представлен социально-психологический анализ вы-
явленных контекстов, на основании которого выделены границы 
соседства и показана трансформация социальной практики со-
седства в современных условиях.

Литература

1.  Мудрик  А.  В.  Социальная  педагогика.  М.,  2000. 
200 с.
2.  Шмерлина И. А. Социальная экология соседства // 
Социальная реальность. 2006. № 9. С. 32‒42.
3.  Рягузова Е. В. Социокультурный эталон интерпер-
сональных отношений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 
Сер.  Философия.  Психология.  Педагогика.  2011. 
Т. 11, вып. 4. С. 80‒84.
4.  Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Тол-
ково-словообразовательный. М., 2000. URL: http://
www.efremova.info (дата обращения: 17.06.2016). 
5.  Рягузова Е. В. Виды и функции границ в психологи-
ческих исследованиях // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 
Сер.  Философия.  Психология.  Педагогика.  2011. 
Т. 11, вып. 1. С. 89‒94.
6.  Рягузова Е. В. Модель личностных репрезентаций 
взаимодействия «Я – Другой» // Акмеология. 2011. 
№ 3 (39). С. 78‒83.
7.  Кондратьев М. Ю. «Значимый другой» : слагаемые 
межличностной значимости // Социальная психоло-
гия и общество. 2011. № 2. С. 17–28.
8.  Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого 
другого» // Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 7‒18.
9.  Поршнева Н. Г. Социальные практики соседства в 
процессе институциализации аутичности // Гумани-
тарные исследования. 2010. № 4. С. 37‒45.
10. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и 
кросскультурной психологии. М., 2011. 240 с.
11. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». 
СПб., 1997. 332 с.
12. Самойленко Е. С. Эмоциональное отношение к со-
циальному сравнению // Экспериментальная психо-
логия. 2010. Т. 3, № 4. С. 87–103.
13. Гаранян  Н.  Г.,  Щукин  Д.  А.  Частые  социальные 
сравнения как фактор эмоциональной дезадаптации 
студентов // Консультативная психология и психоте-
рапия. 2014. Т. 22, № 4. С. 182–206.

Образец для цитирования:
Рягузова Е. В. Социокультурные коды и психологические границы соседства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. 
Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 89–94. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-89-94.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ

Error!
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate