Образец для цитирования:

Агапов О. Д., Агапова Э. И. Совмещение несовместимого или вопрос о синергии образовательных стратегий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 244-248. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-244-248


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
101.1:316
Язык публикации: 
русский

Совмещение несовместимого или вопрос о синергии образовательных стратегий

Введение. Ведущая идея авторов заключается в том, что каждая исторически состоявшаяся образовательная стратегия является совмещением несовместимого, порождая феномены экономикоцентризма, политикоцентризма, техноцентризма, экологоцентризма (иных центризмов), редуцирующих смысл и формы образования. Теоретический анализ. Образование как социально-антропологический феномен обладает своей относительной автономностью, где в основании лежит идея об аутопоэзисе человека. В данном контексте философия образования оборачивается философией человека, способного не только встраиваться в цивилизационный дизайн эпохи с его культурно-историческими стандартами и профессиональными запросами, но и выходит за пределы эпохи, в поисках себя(своего). Эмпирический анализ. Неотчуждаемая миссия образования состоит в создании социального поля для духовного становления и самосовершенствования человека. Заключение. Свою полноту и достоинство образование получает когда оно выходит на уровень Тем самым образование становится формой развития гражданского сообщества, способного к самоорганизации и саморазвитию, к творчеству жизни (взращиванию смыслов и институтов), а не социальным «конвейером-фабрикой» по приведению неких человеческих «полуфабрикатов» к стандартам политических, профессиональных или социокультурных институтов.

Литература
  1. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М. : Смысл, 2009. 304 с.
  2. Пичугина В. К., Безрогов В. Г. Образование и забота о себе в эпоху метамодерна // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 116–128. https://doi.org/10.15382/sturIV201538.116-128
  3. Смирнов С. А. Образовательное пространство города в категориях антропопрактик заботы. Идея конфигуратора // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 11. С. 63–74. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-63-74
  4. Кондаков А. М., Сергеев И. С. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы // Педагогика. 2020. №12. С. 5–22.
  5. Слободчиков В. И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Образование и наука. 2010. №1 (69). С. 11–22.
  6. Ярославцева Е. И. Человек аутопоэзисный в цифровом формате // Человек. 2018. № 2. С. 121–128. https://doi.org/10.7868/S0236200718020104
  7. Неклесса А. И. Цивилизация как процесс: мультиплицированные субъекты Постмодерна // Полис. Политические исследования. 2021. № 5. С. 39–55. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.04
  8. Василенко В. А. Подготовка кадров и антропологическая ориентация суверенного образования // THEORIA: педагогика, экономика, право. 2021. № 1 (2). С. 11–21. https://doi.org/10.51635/27129926_2021_1_11
  9. Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. М. : Весь мир, 2016. 344 c.
  10. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М. ; СПб. : Университетская книга, 2000. 416 с.
  11. Кутырев В. А. Культура и технологии: борьба миров. М. : Прогресс-традиция, 2001. 240 с.
  12. Хоружий С. С. Постчеловек, виртуальный человек и их социум // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2016. № 3. С. 2–17.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ