Образец для цитирования:
Коновалов А. А. Воспитание личности будущего педагога профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 231-235. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-231-235
Воспитание личности будущего педагога профессионального образования на основе педагогических идей К. Д. Ушинского
Введение. Вопреки трендам глобализации и технологизации многих сфер общественной жизни для системы образования характерна линия индивидуализации и персонификации, важная для всех уровней образования, а значит, и для процесса подготовки будущих педагогических кадров. Теоретический анализ. В статье рассмотрена система ценностных ориентаций, названы ключевые компетенции, формируемые в процессе подготовки педагогов к воспитательной деятельности. Эмпирический анализ. Интерпретируя педагогические идеи основоположника отечественной научной педагогики К. Д. Ушинского применительно к системе профессионально-педагогического образования в части воспитания личности будущего педагога профессионального образования, определены следующие ключевые ценностные ориентиры данного процесса, представлены в настоящей статье: идеальный, профессиональный, созидательный, социальный. Названы уровни формирования готовности будущего педагога профессионального образования к реализации воспитательной деятельности: теоретический, практический, личностный. Заключение. Комплексное формирование ключевых ценностных ориентиров и освоение всех уровней готовности будущего педагога к реализации профессионально-педагогической деятельности составляют содержание процесса воспитания личности будущего педагога.
- Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики. М. : Дрофа, 2005. С. 54–131.
- Минобрнауки утвердило концепцию преподавания истории в вузах // Ведомости: сайт. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/02/03/961517-minobrnauki-utverdilo-kontseptsiyu-prepodavaniyaistorii (дата обращения: 15.03.2023).
- Рожков М. И. Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека // Ценностносмысловые основания воспитания свободного человека: сборник статей международной научнопрактической конференции, посвященной 75-летию М. И. Рожкова / науч. ред. Л. В. Байбородова, Т. В. Макеева, М. И. Рожков. Ярославль : Издательство Ярославского государственного педагогического университета, 2021. С. 11–14.
- Андрюхина Л. М., Венков С. С., Днепров С. А., Сумина Т. Г. Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания? // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 13–22.
- Коновалов А. А., Шаров А. А. Анализ интеркорреляций компетентностных дефицитов педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 9–26. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-9-26
- Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание личности педагога в отечественной педагогической культуре // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2007. № 2 (15). С. 3–9.
- Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Что такое воспитание в современном среднем профессиональном образовании? // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 4–14. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.001
- Сумина Т. Г. Психолого-педагогические аспекты в решении задач социально-профессионального воспитания // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2015. № 4. С. 233–240. https://doi.org/10.17853/2312-3281-2015-4-233-240
- Мякишева М. В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 56–60.
- Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / сост., статья, примеч. и коммент. Э. Д. Днепрова. М. : Дрофа, 2005. 557 с.