dharmas

ТРИ СИСТЕМЫ БУДДИЙСКОЙ ОНТОЛОГИИ

Статья представляет собой краткий обзор онтологических построений основных философских направлений буддизма: сарвастивады, утверждающей, что подлинно реальны только дхармы; йогачары с её абсолютизацией роли сознания; мадхьямаки с её учением о том, что подлинная реальность невыразима. В ней критически рассматриваются высказывания различных современных исследователей, таких как Карунадаса, Ф. И. Щербатской, Дж. Сингх, и древних философов – Васубандху и Нагарджуна по онтологической проблематике.

УЧЕНИЕ О ВЗАИМОЗАВИСИМОМ ВОЗНИКНОВЕНИИ В БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Статья посвящена истолкованию учения о пратитьясамутпаде в буддийской философии. Представлена своеобразная интерпретация данного учения в его взаимосвязи с буддийскими представлениями об индивидуальной жизни живого существа как о потоке дхарм - онтологических элементов, из которых слагается все сущее. Анализируются взгляды на эту проблему древних буддийских философов, а также О. О. Розенберга, А. М. Пятигорского и др.