экологическое сознание

Проблемы формирования экологического сознания: образовательный аспект

Становление массового экологического сознания у подрастающего поколения – одна из наиболее актуальных проблем экологического образования, которое, в свою очередь, также нуждается в поддержке со стороны государственных и общественных организаций, призванных обеспечить непрерывность, доступность и методическую содержательность его реализации в образовательных учреждениях всех ступеней. В статье дан краткий обзор предпосылок утвердившегося в нашей стране отношения граждан к окружающей среде, обозначены особенности проявления внутрисистемных связей «человек – природа – общество».

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ: ПОИСК ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ

Экологическое сознание − целостный и относительно новый феномен общественного сознания, являющийся как отражением напряженности и остроты экологической ситуации, так и определенным выражением, своего рода индикатором серьезных изменений духовной и материальной культуры. Основная причинная и внутренняя характеристика данного вида сознания − это кризисность ситуации, сложившейся в современном мире. Она является важнейшим условием развития сознания человека в экологическом направлении

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье обобщен опыт совершенствования экологического об-
разования школьников в системе общеобразовательных учреж-
дений Саратовской области средствами проектной деятельности
экологической направленности. Подчеркивается необходимость
дальнейшего развития экологообразовательной среды учебных
заведений и экологообразовательного пространства региона
для повышения эффективности формирования экологического
сознания, экологической культуры молодого поколения через
формирование экологической компетентности субъектов эколо-

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: ОТ ЭКОЛОГИИ К КУЛЬТУРЕ

В статье рассматриваются миграции в качестве особой формы социальной динамики, подразумевающей пространственное перемещение индивидов или социальных групп. Автором выдвигаются ключевые принципы, определяющие необходимость социально-философского анализа миграций, а именно – сложность и комплексность миграционных процессов, а также их трансформация на протяжении истории развития человечества в связи с изменением доминирующих конфигураций социального пространства.

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются онтологические основания системы отношений человека к природе. Обсуждаются представления об экологической реальности, о «человеке экологическом» как ее субъекте, об экологическом сознании. Показано, что в классических представлениях человек выступает как субъект, детерминирующий экологическую реальность своей деятельностью, и одновременно с этим – как объект влияния экологической реальности, что и даёт основание говорить об «экологическом человеке», а также о существовании обратной связи «человека экологического» и экологической реальности.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

Статья  посвящена  анализу  экологического  порядка  общества 
как неотъемлемого условия социального развития в эпоху тех-
ногенных  катастроф.  Проблема  формирования  экологического 
порядка очень актуальна в эпоху оторванности человека от своих 
природных  корней.  Мир  техники  сегодня  полностью  заполняет 
жизненное  пространство  человека,  подменяя  истинные  при-
родные ценности симулякрами, псевдо-ценностями информаци-
онного мира. Это приводит к зависимости человека от техники,