ГЕГЕЛЬ

Фигура Аристотеля в отечественной интеллектуальной атмосфере XIX века

Перед исследователем, занимающимся темой присутствия философии Аристотеля в современном российском пространстве гуманитарных наук, встает задача осмыслить истоки отношения к Аристотелю в истории отечественной науки. Аристотель в России, в отличие от Европы, представлен ограниченно и даже там, где он присутствует, современная отечественная философия задействует из его наследия достаточно узкий пласт мысли. Статья посвящена теме особого отношения к фигуре Аристотеля в поле отечественной социально-гуманитарной мысли XIX в.

ДИАДА «ИДЕНТИЧНОСТЬ–ОТЧУЖДЕНИЕ» В СИНТАГМЕ К. МАРКСА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются актуальные проблемы осмысления феномена идентичности в диалектической связи с феноменом отчуждения в западноевропейской философской традиции. Особое внимание уделяется артикуляции идентичности и отчуждения в единую диаду К. Марксом. Предпринята попытка в свете марксистских представлений раскрыть содержание диады «идентичность–отчуждение» применительно к человеческому бытию в условиях современного капиталистического общества. Представляется, что в реалиях современного капитализма процесс самоотчуждения не минует никого.

ФИЛОСОФИЯ КАК ПРЕВРАЩЕННАЯ ФОРМА НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА: РАДИКАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ

В статье посредством философской и методологической экспли-
кации важнейших радикальных философских новаций, представ-
ленных в гносеологических исследованиях немецких классиков,
дано обоснование философии как превращенной формы научно-
го рационализма данной эпохи. Исследуя границы компетенции
разума, Кант сужает их; в гегелевской логико-исторической ин-
терпретации феномен научного поступательного движения рас-
крывается как целостное, преемственное и растущее во времени
связное «тело» научного знания.

ОПРАВДАНИЕ ОТСУТСТВИЯ В ЭСТЕТИКЕ: ГЕГЕЛЬ И АНАКСИМАНДР

В данной статье автор обращается к возможному проекту альтернативной - по отношению к существующей − эстетики. С помощью работ Гегеля (исследование категории «сущности») и некоторых фрагментов Анаксимандра воссоздается особое онтологическое положение произведения искусства, отличающее его от всего остального сущего. Исключительно произведение искусства может претендовать на онтологическую самостоятельность, в то время как остальное сущее бытует посредством указания друг на друга.