intersubjectivity

СООТНОШЕНИЕ ТЕЛА И ДУХА – КЛЮЧ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Das Verhältnis von Körper und Geist – ein Schlüssel für die Bestimmung der menschlichen Identität) (Окончание. Начало в № 2 за 2013 г.)

В статье дается анализ в настоящее время доминирующего одностороннего определения личности через самосознание; тело имеет значение только благодаря его биологическим функциям. В контексте неокантианской философии Эрнста Кассирера проводится параллель между телом и душой, которая определяется как символическое отношение. Посредством тела чувства и намерения могут восприниматься и пониматься, в том числе, исходящие и от Других. Символическое выражение есть условие возможности интерсубъективности, которая включает в себя действия, намерения и чувства.

СООТНОШЕНИЕ ТЕЛА И ДУХА – КЛЮЧ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Das Verhältnis von Körper und Geist – ein Schlüssel für die Bestimmung der menschlichen Identität)

В статье дается анализ доминирующего в настоящее время одностороннего определения личности через самосознание; тело имеет значение только через его биологические функции. В контексте неокантианской философии Э. Кассирера проводится параллель между телом и душой, которая определяется как символическое отношение. Посредством тела чувства и намерения могут восприниматься и пониматься, в том числе, исходящие и от Других. Символическое выражение есть условие возможности интерсубъективности, которая включает в себя действия, намерения и чувства.

К определению предмета социальной феноменологии

Статья нацелена на установление проблемного поля социальной феноменологии. Причиной для обособления социальной феноменологии от социологии феноменологического направления выступает принципиальная разница их методологий и целей исследований. На основании работ авторов феноменологического и социально-конструктивистского направлений было выявлено общее концептуальное ядро, связанное с выделением в области социального взаимодействия недифференцированного и не изученного ранее коммуникативного горизонта.

О возможности переживания опыта Другого в социально-феноменологической концепции Р. Занера

В статье анализируется проблематизация концепта Другого в социальной феноменологии. Изучение этой темы связано с решением двух взаимосвязанных вопросов: вопроса первостепенности проживания фигуры Другого и вопроса возможности переживания опыта Другого. Эти вопросы в феноменологии традиционно решаются при помощи двух противоположных друг другу подходов: перцептивного подхода М. Шелера или апперцептивного подхода А. Шюца, основанного на взглядах Э. Гуссерля.

Философия языка Юргена Хабермаса: рациональная теория универсальной прагматики

Философия языка – центральный мотив социальной философии Ю. Хабермаса. Язык воспринимается в качестве трансцендентального субъекта, который может выступать объединяющей основой культуры и преодолеть существующую изоляцию сфер науки, морали и искусства. Сущность языка истолковывается герменевтическим образом как «великий разговор», способный воссоздать универсальные условия возможного миропонимания. В статье раскрывается основной замысел философа заключающийся в том, что в медиуме языка образуются первоначальные отношения индивидуальности и интерсубъективности.