искусство

Предназначение неклассического искусства как философская проблема (на материале философии В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева)

Введение. В современном мире проблема предназначения искусства сохраняет свою актуальность из-за возникновения различных форм неклассического искусства. Модернизм и постмодернизм отличаются от классического искусства, поэтому неправомерно без глубокого анализа перенести предназначение классического искусства на данные направления. Представляется целесообразным для анализа неклассического искусства рассмотреть его через оптику русской религиозной философии. Теоретический анализ. Представители философии всеединства и представитель религиозного экзистенциализма Н. А.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АВАНГАРД В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В статье проводится философско-культурологический анализ феномена художественного авангарда и его роли в социокультурном пространстве современного общества. Проблематизируются вопросы статуса художника, творящего в условиях неоднозначного современного искусства. Основное внимание автор обращает на взаимосвязь внешних параметров социокультурной реальности и динамики развития современного искусства под влиянием и во взаимодействии с данными параметрами.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ

Статья посвящена анализу диалогических аспектов искусства как важного феномена художественного опыта современного человека. «Диалог» анализируется как фундаментальный принцип взаимоотношений человека и искусства. Концепт «художественной рефлексии» рассматривается как ключ к проблеме диалогической интерпретации произведения. Феномен художественного диалога понимается как единство индивидуального и универсального в художественном опыте. Предложена также концепция содержательных уровней такого диалога как факторов развития личности. 

Проблема взаимоотношения традиции и творчества в период кризиса культуры

В статье на основе анализа концепций О. Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассета, В. Вейдле, П. Сорокина и Й. Хейзинги рассмотрена кризисная ситуация в культуре в период первой половины ХХ в. в связи с развитием художественного течения модерна, пытающегося разрушить канонические устои в искусстве. Показано, что у истоков кризиса культуры ХХ в. лежала утрата гармонии творчества и традиции, что отра зилось на творческой деятельности представителей модерна.

Онтологические аспекты атмосферы

Статья посвящена рассмотрению онтологического статуса атмосферы, условий и качеств, которые способствуют формированию атмосферных эффектов. Смысловая линия текста – пространственное измерение атмосферы (пространство, задаваемое чувственными модальностями бытия как присутствия и события). Именно это характеризует мир настроений, чувств как тонкую материю созвучий и гармонических соответствий, которую сложно описать в терминах причинно-следственных связей. В конечном итоге эти невидимые магнитные линии оказываются важнейшими онтологическими опорами человеческого существования и понимания.

ИСКУССТВО В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье осуществляется попытка рассмотрения искусства как одного из факторов, направляющих развитие общества, утративших сегодня свою значимость. Обращаясь к моменту возникновения творческих усилий человека, автор делает вывод, что подобные усилия возникают на основе особого отношения человека с миром.

ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РИСКИ

В статье кратко освещены и проанализированы некоторые аспекты развития художественного творчества, зависящие от духовного состояния художника. Автор утверждает, что любое художественное творение запечатлевает в себе духовное состояние художника в момент его создания. Взлеты и падения в творческой жизни художника являются своего рода «духовным барометром».

АВАНГАРД КАК «НАУЧНОЕ» ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКУССТВА

Статья  посвящена  воздействию  научно-технических  достиже-
ний  начала  XX  в.  на  авангардное  искусство.  Прослеживаются 
основные  направления  влияния  науки  на  авангард:  прежде 
всего, это заимствование художниками анализа и синтеза как 
ведущего творческого метода. «Художественная материя» под-
вергалась разложению на простейшие элементы, свойства ко-
торых детально исследовались и демонстрировались публике, 
затем из элементов синтезировалось новое произведение, тем 
самым отвергалось подражание природе, копирование реально 

ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ НА РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА XX ВЕКА

В  статье  анализируется  влияние  психоаналитических  кон-
цепций  на  рациональные  и  иррациональные  формы  художе-
ственного творчества в XX в., отражение взглядов различных 
психоаналитических  школ  в  психологическом  романе,  сюр-
реализме,  массовой  культуре.  Разнообразие  воздействия 
психоанализа  на  художников  объясняется  его  двойственно-
стью,  так  как  он  включает  рациональные  и  иррациональные 
аспекты.  Как  следствие,  художники  использовали  в  своем