Образец для цитирования:
Щекалева О. В. Предназначение неклассического искусства как философская проблема (на материале философии В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 298-302. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-298-302
Предназначение неклассического искусства как философская проблема (на материале философии В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева)
Введение. В современном мире проблема предназначения искусства сохраняет свою актуальность из-за возникновения различных форм неклассического искусства. Модернизм и постмодернизм отличаются от классического искусства, поэтому неправомерно без глубокого анализа перенести предназначение классического искусства на данные направления. Представляется целесообразным для анализа неклассического искусства рассмотреть его через оптику русской религиозной философии. Теоретический анализ. Представители философии всеединства и представитель религиозного экзистенциализма Н. А. Бердяев писали о предназначении классического искусства. Возникает вопрос: в чем заключается предназначение неклассического искусства – модернизма и постмодернизма? Сами философы В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев анализировали произведения классического искусства и модернистские произведения. Осуществлен анализ артефактов искусства постмодернизма сквозь оптику русской религиозной философии. Заключение. Для глубокого анализа произведений неклассического искусства следует использовать критерии, разработанные в философии всеединства, поскольку любое произведение искусства может быть оценено на предмет стремления автора к осуществлению всеединства и с точки зрения актуализации вечных идей. Также возможно использование концепции творчества Н. А. Бердяева для анализа модернизма, но для оценки искусства постмодернизма данная концепция неприменима.
- Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М. : Искусство, 1991. 702 с.
- Платон. Государство. М. : Академический проект, 2015. 398 с.
- Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Смысл любви : Избранные произведения. М. : Современник, 1991. С. 69–85
- Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М. : Республика, 1994. 412 с.
- Булгаков С. Н. Тихие думы. М. : Республика, 1996. 509 с.
- Манойлович А. Оживающая керамика: мастер динамики и сюрреализма Джонсон Цанг // Альманах Artifex. 2016. № 12. URL: https://artifex.ru/скульптура/оживающая-керамика-джонсон-цанг/ (дата обращения: 05.10.2022).
- Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т. 1. М. : Искусство, ИЧП «Лига», 1994. 541 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. 608 с.
- Панфилова М. И. Ренессанс и его смыслы в философии Н. А. Бердяева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 4 (232). С. 99–108.
- Бердяев Н. А. Пикассо // София. 1914. № 3. С. 30–45.
- Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М. : Республика, 1993. 383 с.
- Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX–XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. СПб. : Издательство Российской христианской гуманитарной академии, 2020. 920 с.
- Бердяев Н. А. Война и эсхатология // Путь. № 61 (октябрь 1939 – март 1940). С. 3–14.
- Бердяев Н. А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900–1906 гг.). М. : Канон+; Реабилитация, 2002. 655 с.
- Бердяев Н. А. Астральный роман // Типы религиозной мысли в России. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3. Париж : YMCA-Press, 1989. С. 430–440.
- Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. СПб. : Тип. Товарищества «Общественная польза», 1910. 314 с.