самосознание

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС «Я» С ПОЗИЦИИ ФИЛОСОФИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА

В статье рассматривается предложенное Дж. Г. Мидом объяснение генезиса сознания и «я» через постепенное развитие в детстве способности принимать роль другого и визуализировать свое собственное поведение с точки зрения других.

САМООТНОШЕНИЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Цель исследования – выявление психологических аспектов становления самоотношения как компонента субъективного благополучия личности студенческой молодежи; тема – выявление специфики самоотношения людей, сформировавшихся в различных национально-психологических, социально-политических и экономических условиях, а предмет – самоотношение как детерминанта субъективного благополучия этнических русских и казахов. Для диагностики субъективного благополучия применялась методика «Шкала субъективного благополучия», адаптированная М. В. Соколовой.

СООТНОШЕНИЕ ТЕЛА И ДУХА – КЛЮЧ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Das Verhältnis von Körper und Geist – ein Schlüssel für die Bestimmung der menschlichen Identität) (Окончание. Начало в № 2 за 2013 г.)

В статье дается анализ в настоящее время доминирующего одностороннего определения личности через самосознание; тело имеет значение только благодаря его биологическим функциям. В контексте неокантианской философии Эрнста Кассирера проводится параллель между телом и душой, которая определяется как символическое отношение. Посредством тела чувства и намерения могут восприниматься и пониматься, в том числе, исходящие и от Других. Символическое выражение есть условие возможности интерсубъективности, которая включает в себя действия, намерения и чувства.

СООТНОШЕНИЕ ТЕЛА И ДУХА – КЛЮЧ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Das Verhältnis von Körper und Geist – ein Schlüssel für die Bestimmung der menschlichen Identität)

В статье дается анализ доминирующего в настоящее время одностороннего определения личности через самосознание; тело имеет значение только через его биологические функции. В контексте неокантианской философии Э. Кассирера проводится параллель между телом и душой, которая определяется как символическое отношение. Посредством тела чувства и намерения могут восприниматься и пониматься, в том числе, исходящие и от Других. Символическое выражение есть условие возможности интерсубъективности, которая включает в себя действия, намерения и чувства.

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, САМОПРИНЯТИЯ, РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО «Я-ОБРАЗОВ»

Статья посвящена исследованию особенностей самосознания личности в условиях пространственно-временной депривации на примере условно осужденных. Приведены результаты психодиагностического исследования самоактуализации личности испытуемых, самопринятия, реального и идеального «Я-образов». Отмечены низкий уровень самоактуализации личности испытуемых, дискретный характер их временной перспективы.

Поведенческие особенности подростков с диагнозом сахарный диабет

Новейшие исследования в детской психологии подчеркивают роль дезадаптации человека в ситуации хронической болезни, что, в свою очередь, открывает возможность психологического подхода к диагностике, прогнозу и терапии заболеваний. Статья посвящена изучению проблемы развития самосознания в подростковый период с диагнозом сахарный диабет. В силу ряда объективных и субъективных причин ребенку с данным диагнозом гораздо сложнее стать субъектом социализации.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ПЕРСПЕКТИВЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИИ

Статья посвящена анализу русской национальной идеи в контек-
сте современных реалий, где соединяется новое содержание с
бытием национальной идеи. Подчеркивается, что национальная
идея есть процесс самоосуществления нации как субъекта в
историческом процессе через формирование мы-идентичности.
Утверждается, что национальная идея имеет не только эвристи-
ческий смысл в перспективе самоопределения России, но и все-
мирно-историческое значение.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА "Я" РЕБЕНКА

В статье рассматриваются вопросы развития у ребенка-дошколь- ника образа Я. Потребность в познании себя является одной из фундаментальных для человека. Это знание создает основу, фундамент для запуска механизмов саморазвития и самореа- лизации. На основе анализа исследований отечественных и зарубежных психологов образ Я рассматривается в статье как стержневой компонент в структуре личности. Подчеркивается, что необходимыми условиями его формирования в дошкольном возрасте являются общение и деятельность.

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ "ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ"

Предпринимается попытка определения понятия «измененные состояния сознания». Важным моментом здесь представляется выяснение вопросов: «Что такое сознание?» и «Познаваемо ли сознание?». Обосновывается, что сознание − форма взаимодействия индивида со средой. В свою очередь, измененные состояния сознания − следствие нарушения такого взаимодействия. Постулируется мысль, что фактором измененных состояний сознания выступает отчуждение и деперсонализация личности.

Страницы