структура

Структурно-функциональный анализ социально-психологического статуса группового субъекта

Введение. Впервые предложен подход к исследованию социально-психологического статуса группового субъекта, в котором статус понимается как системное образование, отражающие соответственно деловой, аксиологический, официально-иерархический и аттракционно-экспрессивный аспекты положения группы в основной организации. Теоретический анализ.

«МЕНТАЛИТЕТ» И «МЕНТАЛЬНОСТЬ» КАК КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье рассматриваются методологические основания зарубежных и отечественных исследований менталитета в рамках различных научных подходов на протяжение XIX–XX столетий. В результате анализа трактовок категорий «менталитет» и «ментальность» и их соотношения в ряде исследований предлагается авторское обоснование дифференциации данных категорий в рамках социально-философского направления. 

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕФЛЕКСИИ

Статья посвящена анализу диалогических аспектов искусства как важного феномена художественного опыта современного человека. «Диалог» анализируется как фундаментальный принцип взаимоотношений человека и искусства. Концепт «художественной рефлексии» рассматривается как ключ к проблеме диалогической интерпретации произведения. Феномен художественного диалога понимается как единство индивидуального и универсального в художественном опыте. Предложена также концепция содержательных уровней такого диалога как факторов развития личности. 

Соотношение зависти, субъективного благополучия и владения социальными навыками

Проблема детерминации завистливости, разноуровневых механизмов ее регуляции – одна из актуальных в современном динамичном и весьма дифференцированном обществе. Исследование соотношения зависти, субъективного благополучия и владения социальными навыками способно раскрыть направленность связей между этими переменными. Цель исследования – изучить соотношение завистливости и характеристик субъективного благополучия и социальных навыков. В исследовании приняли участие 196 человек обоего пола (44% мужчин) в возрасте М = 28,6; SD = 8,5.

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ МЕТОД В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Статья посвящена рассмотрению системно-структурного метода и двух подходов в экологии. Оба подхода имеют ограничения в решениях экологических проблем. Была сделана попытка их обобщения и восполнения имеющихся пробелов с помощью системно-структурного метода и экоэтики.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ В СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ

Проблема оснований математики напрямую затрагивает вопросы существования и онтологического статуса математического объекта и определяется содержанием двух основных противоборствующих методологических концепций – реализма и конструктивизма. Показано, что в основе их противостояния лежат диалектические отношения категориальных пар «единичное−общее», «субъект−объект», «сущность−явление». Рассмотрены пути преодоления возникших противоречий на базе идей современных школ конструктивного реализма, структурализма и натуралистического конструктивизма.

ГОРОД КАК САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ НЕЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА

Город рассматривается как сложная синергетическая самоорганизующаяся система, в которой когерентно действуют исторические, экономические, социально-политические, экологические и другие законы, обусловливающие своим совместным действием существование механизмов функционирования города вообще.

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА "Я"-АСПЕКТОВ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В США

Исследование представляет собой факторный анализ «я»-аспектов личностной идентичности американских респондентов. Испытуемым предлагался опросник AIQ-IIIx Aspects Identity Questionnaire (Дж.М. Чика и Л.Р. Троппа).

 

ЯЗЫК В КОММУНИКАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье анализируются тенденции и закономерности развития языка как целостной информативной системы, с учетом определенного режима его существования как совокупности элементарных информационных составляющих языка (слов, знаков). Проводя параллель между информационными структурами, − информационный процесс, информационная деятельность и информационная технология, − и взаимосвязями между ними, через коммуникации можно вывести определенные режимы их существования.

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Универсальная компетентность как структурный элемент ключевых компетентностей рассматривается как интегративное свойство субъекта учебной деятельности. Определены четыре основных компонента универсальной ключевой компетентности: мотивационный, когнитивный, деятельностно-коммуникативный, рефлексивный. Данные составляющие универсальной компетентности теоретически исследованы во взаимосвязи с процессом мышления.

Страницы