язык

МОДА И ЯЗЫК КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Исследование в статье этапов становления моды позволило проследить процессы формирования норм поведенческих и вещных предпочтений, а также развитие системы социальной ранговой иерархии. Изучение значения языковых практик определило важность их роли в нормировании и сохранении порядка повседневного бытия. Обыденный язык как четко структурированный, фиксирующий заложенную в нем систему представлений и общения феномен устанавливает в зависимости от социальных ролей строгую упорядоченность применения, обусловливая тем самым институциональную значимость своего существования.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И МЕТАФИЗИКА

Статья посвящена попытке пролить свет на культовые основания цивилизации Запада и обнаружить причины особенностей становления последней в иудео-христианской метафизике. Анализ проблемы начинается с обоснования мысли отца Павла Флоренского о том, что всякая культура не только этимологически, но и генетически происходит из некоего культа.

Проблемы и концепции философии и философии науки: феномен контекстуальности

Авторы статьи обращаются к анализу соотношения науки и культуры в контексте новоевропейской философии. Наука как социокультурный феномен всегда занимала в культуре особое место. Ее бурное развитие в течение последних двух столетий закономерно заставляет философию искать новые подходы к пониманию природы научного познания и научной деятельности. Одним из способов приближения к решению этой задачи может быть осмысление перехода от акцентированного поиска инвариантных структур познания к исследованию контекстуальности познавательных действий.

Философия языка Юргена Хабермаса: рациональная теория универсальной прагматики

Философия языка – центральный мотив социальной философии Ю. Хабермаса. Язык воспринимается в качестве трансцендентального субъекта, который может выступать объединяющей основой культуры и преодолеть существующую изоляцию сфер науки, морали и искусства. Сущность языка истолковывается герменевтическим образом как «великий разговор», способный воссоздать универсальные условия возможного миропонимания. В статье раскрывается основной замысел философа заключающийся в том, что в медиуме языка образуются первоначальные отношения индивидуальности и интерсубъективности.

ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОЙ ПРИРОДЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАТИВНОСТИ: НАРРАТИВНЫЙ И МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ИСТОРИЗАЦИИ

Статья содержит проблематичный взгляд на возможность уста-
новления исторического поля исключительно в контексте язы-
ковой интерпретативности, поскольку выявление необходимых
аспектов реальности, видимых из перспективы истории, стано-
вится возможным лишь при условии осуществления принципи-
ально нового описания способа размышления о мире, что, по
сути, и означает обнаружение определенного исторического пе-
риода, ограниченного языковым инструментарием.

НА ПУТИ К ИСТИНЕ: АЛЕКСЕЙ ЛОСЕВ И МАРТИН ХАЙДЕГГЕР

Сопоставляются идеи и концепции русского философа Алексея Лосева и немецкого мыслителя Мартина Хайдеггера. Идентичный отправной пункт - соотношение апофатики и катафатики в христианской мысли - приводит Лосева и Хайдеггера к противоположным системам мысли.

КУЛЬТУРА, НАУКА И РЕЛИГИЯ В СТРУКТУРНОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ ЖАКА ЛАКАНА

В своей статье автор рассматривает теорию структурного психоанализа Жака Лакана. В работе предпринимается попытка авторской интерпретации лакановских идей о культуре и ее формах, в частности, науки и религии.

ЯЗЫКОВАЯ ПАРАДИГМА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Впервые различие традиций русской и западной философской мысли проводится на основе различия между языком-знаком и языком-символом. Западная культура и философия основаны на семиотических редукциях языка, русская духовность и русская мысль - на приоритете символической основы.

О НАЧАЛЕ ЯЗЫКА

Автор  в  статье  ставит  вопросы,  которые  проблематизируют 
тему.  Например,  следующие:  язык  –  что  это  такое?  Имеет 
ли  он  возникновение  в  истории  человечества?  Или  генеало-
гия языка находится между историей и метафизикой? Иными 
словами, есть ли у языка как такового начало в истории? Для 
ответа вводятся неочевидные тезисы и приводятся аргументы 
для их обоснования. Показано, что традиционное понимание
языка  через  коммуникативную  функцию  как  базовую  содер-

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЗНАКА–ВЕЩИ В ВОЗЗРЕНИЯХ ДЖ. ЛОККА

Статья  посвящена  соотношению  знака  с  онтологическим  по-
лем вещи, выявлению структур языка. Дж. Локк рассматривает 
данную проблему, уделяя внимание коммуникативной и позна-
вательной стороне. Слово как знак, по его мнению, является от-
ражением  вещи,  выражением  первичных  и  вторичных  качеств. 
Локк подчеркивает важность эмпирической стороны в познании 
единичных вещей, так как это влияет на формирование простых 
идей. Знак при этом выражает единичное. Ошибки в общении, 

Страницы