Образец для цитирования:

Катер Р. . СООТНОШЕНИЕ ТЕЛА И ДУХА – КЛЮЧ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Das Verhältnis von Körper und Geist – ein Schlüssel für die Bestimmung der menschlichen Identität) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 27-33. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2013-13-2-27-33


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
111
Язык публикации: 
русский

СООТНОШЕНИЕ ТЕЛА И ДУХА – КЛЮЧ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Das Verhältnis von Körper und Geist – ein Schlüssel für die Bestimmung der menschlichen Identität)

В статье дается анализ доминирующего в настоящее время одностороннего определения личности через самосознание; тело имеет значение только через его биологические функции. В контексте неокантианской философии Э. Кассирера проводится параллель между телом и душой, которая определяется как символическое отношение. Посредством тела чувства и намерения могут восприниматься и пониматься, в том числе, исходящие и от Других. Символическое выражение есть условие возможности интерсубъективности, которая включает в себя действия, намерения и чувства. Личность должна рассматриваться как единство тела и духа, которое в существенной степени связано с другими личностями и природой. Своего рода этика должна учитывать и эти аспекты, чтобы защитить целостность и неприкосновенность личностной жизни человека. 

Литература
  1. Kipke R. Mensch und Person. Der Begriff der Person in der Bioethik und die Frage nach dem Lebensrecht aller Menschen. Berlin, 2001. 118 s.
  2. Singer P. Praktische Ethik. Stuttgart, 1994. 487 s.
  3. Brüntrup G. Das Leib-Seele-Problem. Stuttgart, 1996. 160 s.
  4. Quante M. Personales Leben und menschlicher Tod. Personale Identität als Prinzip biomedizinischer Ethik. Frankfurt/M, 2002. 371 s.
  5. Mutschler H.-D. Naturphilosophie. Stuttgart, 2002. 205 s.
  6. Schaub H. Künstliche Seelen. – Die Modellierung psychischer Prozesse. Widerspruch. 1996. № 29. S. 56–82.
  7. Pauen M. Illusion Freiheit? Mögliche und unmögliche Konsequenzen der Hirnforschung. Frankfurt/M, 2004. 272 s.
  8. Plessner H. Mit anderen Augen. Aspekte einer philosophischen Anthropologie. Stuttgart, 1982. 214 s.
  9. Wils J.-P. Person und Leib // J. Hoff – J. in der Schmitten (Hg.). Wann ist der Mensch tot? Organverpfl anzung und‚ Hirntod’– Kriterium. Reinbek, 1994. S. 119–141.
  10. Böhme G. Leibsein als Aufgabe. Leibphilosophie in pragmatischer Hinsichtt. Zug. 2003. 214 s.
  11. Merleau-Ponty M. Phänomenologie der Wahrnehmung. Berlin, 1966. 535 s.
  12. Bauer J. Das Gedächtnis des Körpers. Wie Beziehungen und Lebensstile unsere Gene steuern. Zürich, 2005. 265 s.
  13. Stein E. Der Aufbau der menschlichen Person / Freiburg. i. Br., 1994. 172 s.
  14. Allende I. Paula. Frankfurt/M, 1995. 487 s.
  15. Roth G. Das Gehirn und seine Wirklichkeit. Kognitive Neurobiologie und ihre philosophischen Konsequenzen. Frankfurt/M, 1994. 383 s.
  16. Maturana H. Biologie der Realität. Frankfurt/M, 1998. 390 s.
  17. Cassirer E. Versuch über den Menschen. Einführung in eine Philosophie der Kultur. Frankfurt/M, 1990.
  18. Kather R. Person. Die Begründung menschlicher Identität. Darmstadt, 2007. 240 s.
  19. Kather R. Die Wiederentdeckung der Natur. Naturphilosophie im Zeichen der ökologischen Krise. Darmstadt, 2012. 283 s.
  20. Jonas H. Das Prinzip Leben. Ansätze zu einer philosophischen Biologie. Frankfurt/M ; Leipzig, 1994. 407 s.
  21. Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. III. Darmstadt, 1990. 598 s.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ