Образец для цитирования:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ СОСЕДСТВА
Приведены результаты рефлексивного анализа пословиц и
поговорок о соседях и соседстве, которые репрезентируют
коллективную мудрость, хранят и передают онтологические
смыслы больших социальных групп. Реконструированы социо-
культурные коды и смысловые контексты социальной практики
соседства: контекст дифференциации, подчеркивающий про-
странственную автономность; контекст взаимности, акцентиру-
ющий внимание на интерактивности и взаимообусловленности
соседских взаимодействий; контекст значимости, обусловлен-
ный включенностью социальной роли «сосед» в ближайшее
окружение личности; контекст доброжелательности, предпола-
гающий вежливо-нейтральные, позитивные, дружелюбные от-
ношения между соседями; контекст вынужденности, связанный
с отсутствием возможности личного выбора и субъективного
контроля над исходной ситуацией; контекст сопоставления,
отражающий результат социального сравнения личности с
Другими. Представлен социально-психологический анализ вы-
явленных контекстов, на основании которого выделены границы
соседства и показана трансформация социальной практики со-
седства в современных условиях.
1. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 2000.
200 с.
2. Шмерлина И. А. Социальная экология соседства //
Социальная реальность. 2006. № 9. С. 32‒42.
3. Рягузова Е. В. Социокультурный эталон интерпер-
сональных отношений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.
Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011.
Т. 11, вып. 4. С. 80‒84.
4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Тол-
ково-словообразовательный. М., 2000. URL: http://
www.efremova.info (дата обращения: 17.06.2016).
5. Рягузова Е. В. Виды и функции границ в психологи-
ческих исследованиях // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.
Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011.
Т. 11, вып. 1. С. 89‒94.
6. Рягузова Е. В. Модель личностных репрезентаций
взаимодействия «Я – Другой» // Акмеология. 2011.
№ 3 (39). С. 78‒83.
7. Кондратьев М. Ю. «Значимый другой» : слагаемые
межличностной значимости // Социальная психоло-
гия и общество. 2011. № 2. С. 17–28.
8. Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого
другого» // Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 7‒18.
9. Поршнева Н. Г. Социальные практики соседства в
процессе институциализации аутичности // Гумани-
тарные исследования. 2010. № 4. С. 37‒45.
10. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и
кросскультурной психологии. М., 2011. 240 с.
11. Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте».
СПб., 1997. 332 с.
12. Самойленко Е. С. Эмоциональное отношение к со-
циальному сравнению // Экспериментальная психо-
логия. 2010. Т. 3, № 4. С. 87–103.
13. Гаранян Н. Г., Щукин Д. А. Частые социальные
сравнения как фактор эмоциональной дезадаптации
студентов // Консультативная психология и психоте-
рапия. 2014. Т. 22, № 4. С. 182–206.
Образец для цитирования:
Рягузова Е. В. Социокультурные коды и психологические границы соседства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.
Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 89–94. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-89-94.
Generator XML for DOAJ
Не определено в Выпуске поле Опубликована онлайн:publicationDate