Cite this article as:
??? ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ . Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 4, pp. 398-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-4-398-404
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
В статье проводится анализ философcких понятий, обращен- ных, в конечном счете, на познание человека. Историко-фило- софская мысль пытается осмыслить и выразить в языке пара- доксальную природу человека, сущность личности как бытия человека в мире. Человек – существо, характеризуемое дуа- лизмом титанического и дионисийского начал, единством души и тела. Устанавливается, что в философском дискурсе человек понимается как существо разумное и политическое, деятельное и продуктивное, несамодостаточное и нуждающееся в другом субъекте, природное, социальное и личностное. Всё это свиде- тельствует об антропном единстве бытия и небытия, природной и культурной реальности. Базовыми категориями европейской философии для описания бытия человека в мире оказывают- ся непрерывное становление и творчество. Исторически кон- кретное философское учение, познавая человека, конструиру- ет его образ, норму и идеал, они соответствуют конкретному обществу и культуре в ее наличном бытии. Поэтому культура не владеет представлением о человеке как таковом, но хорошо знает конкретный исторический, ценностный, научный и право- вой образ субъекта, который раскрывается в нормах, идеалах и ценностях. Как показывает проведенное исследование, в пере- ломные и катастрофические периоды жизни социума происхо- дит разлом исторических способов бытия человека, возникает неизбежность переоценки всех ценностей, образа человека в истории культуры. В этих условиях философы, осмысляя много- мерного человека в пространстве многомерной рационально- сти, не могут позволить себе игнорировать ни один элемент человеческого опыта, элиминируя его из поля своего интел- лектуального рассмотрения. Философское понимание челове- ка задано конкретной культурой и, следовательно, ценностно ориентировано в двух отношениях: в аспекте бытия и в аспекте познания.
Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв. : в 2 т. М., 1957. Т. 1. 407 с.
Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994. 399 с.
Орлов М. О., Мокин Б. И. Человек – ты кто? Историко-философский анализ проблемы человека в аспекте организационной концепции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 40–47.
Щаранский Н. ID : identity и её решающая роль в защите демократии. М. ; Иерусалим, 2010. 263 с.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Приняты Архиерейским собором РПЦ. М., 2000. 18 с.
Жижек. С. Щекотливый субъект. Отсутствующий центр политической онтологии. М., 2014. 528 с.
Эрдоган : Запрет минаретов – признак фашизма // Аль- Бурак. Ислам в России и за рубежом : [офиц. сайт]. URL: http://islaminrussiaandabroad.blogspot.ru/2009/12/ blog-post_5585.html (дата обращения: 15.01.2015).
Podhoretz N. World War IV: The long struggle against islamofascism. N.Y., 2007 // Air Power Australia. URL: http://www.ausairpower.net/DT-Islamo-Fascism-2007. html (дата обращения: 15.01.2015).
Safi re W. Islamofascism // The New York Times. URL: http://www.nytimes.com/2006/10/01/magazine/01wwln_ safi re.html?_r=3& (дата обращения: 15.01.2015).
Голдберг Дж. Либеральный фашизм. М., 2012. 512 с.
Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007. 312 с.
Godwin M. Meme, counter-meme // Wired. URL: http:// archive.wired.com/wired/archive/2.10/godwin.if_pr.html (дата обращения: 15.01.2015).
Орлов М. О. Категориальный анализ энергийных составляющих динамики социума // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2006. Т. 6, вып. 1. С. 43–47.
Орлов М. О. Дискурсивное управление социальной динамикой глобальных процессов: социально-политическая сфера // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 34–40.
Generator XML for DOAJ
Не найден перевод, заголовка статьи, на английском языку: TitlePage