Cite this article as:
Яковлев Е. Э. СТРУКТУРА АНАТОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В КАРТИНЕ РЕМБРАНДТА ВАН РЕЙНА. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 3, pp. 302-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-3-302-306
СТРУКТУРА АНАТОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В КАРТИНЕ РЕМБРАНДТА ВАН РЕЙНА
В статье проводится анализ картины Рембрандта ван Рейна
«Урок анатомии доктора Тульпа». На ее примере раскрываются
внутренние связи, имевшие место в отношении анатомических
практик, характерных в период XVI–XVII вв. Автор использует ме-
тоды, сходные с кантианским методом конституирования транс-
цендентального субъекта, где знание необходимо соотносится с
познающим субъектом, а также фукольдианский метод работы с
дискурсом. Картина Рембрандта служит в этом случае не столь-
ко предметом искусства, а комментарием к практике как форме
познания, который позволяет нам приблизиться к ее пониманию
через дискурс. Познание, т.е. возникновение дискурса, осущест-
вляется благодаря работе определенной структуры, которая
выделяется и рассматривается с теоретических позиций фран-
цузских философов XX в. Разработка теорий последних позво-
ляет выделить три главных, по мнению автора, элемента: взгляд,
символическое и письмо.
1. Кириленко Е. И. Феномен европейской медицины в
горизонте неклассической культуры // Вестн. Томск.
гос. ун-та. 2008. № 309. С. 52‒58.
2. Шестерикова О. А. Формирование и развитие меди-
цинского дискурса в эпоху Нового времени // Истори-
ческие, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. Вопр.
теории и практики. 2013. № 4 (30). С. 179‒183.
3. Шестерикова О. А. Трансформация медицинского
дискурса в современной европейской культуре :
автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 2014. 24 с.
4. Тарасов Ю. А. Два групповых портрета кисти Рем-
брандта – «Урок анатомии доктора Тульпа» и «Урок
анатомии доктора Деймана» // Вестн. С.-Петерб. ун-
та. Сер. 2. История. 2013. № 4. С. 130‒136.
5. Afek A. [et al]. Dr. Tulp’s anatomy lesson by Rem-
brandt : the third day hypothesis // Israce Medical As-
sociation Journal. 2009. Vol. 11. P. 389‒392.
6. Masquelet A. The anatomy lesson of dr Tulp // Journal
of hand surgery. 2005. 30B, no. 4. P. 379‒381.
7. Михель Д. Власть, знание, мертвое тело // Логос. 2003.
№ 4‒5. С. 219‒233.
8. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных
наук. СПб., 1994. 406 с.
9. Ле Гофф Ж. История тела в средневековье. М., 2008.
189 с.
10. Фуко М. Воля к истине : по ту сторону знания, власти
и сексуальности. М., 1996. 448 с.
11. Барт Р. Империя знаков / пер. с фр. Я. Г. Бражнико-
вой. М., 2004. 144 с.
12. Климанова А. К. Отношение видимого и сказанного
в концепции знания М. Фуко // ФƏН-Наука. 2013.
№ 11 (26). С. 22‒24.
13. Лакан Ж. Семинары. Кн. 1 : Работы Фрейда по тех-
нике психоанализа (1953/54). М., 1998. 432 с.
14. Лакан Ж. Семинары. Кн. 2: «Я» в теории Фрейда и в
технике психоанализа (1954/55). М., 1999. 520 с.
15. Печенина О. В. Функции реального, воображаемо-
го и символического в коммуникативной модели
структурного психоанализа Ж. Лакана // Вестн.
С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология,
социология, психология, право, международные от-
ношения. 2007. № 4. С. 208‒215.
16. Косиков Г. Французская семиотика : От структура-
лизма до постструктурализма. М., 2000. С. 50‒98.
Generator XML for DOAJ
Не найден перевод, заголовка статьи, на английском языку: TitlePage